СОДЕРЖАНИЕ
Word, ведомость, спецификация, чертежи, титульный лист.
Введение (выдержка из дипломной работы)
Ралли-рейд – вид моторных гонок на длинные дистанции по пересечённой местности, проходящий в течение нескольких дней. Участники гонки обычно преодолевают за день 400 – 900 километров. Временная протяжённость составляет от 3-х до 30 дней, самым долгим является ралли-рейд Париж – Москва – Пекин. Подобные гонки также называются «ралли-марафонами», а короткие – «бахами». Наибольшим зрительским интересом обладает Ралли Дакар. В ралли-рейдах на автомобилях кроме пилота участие в гонке принимает штурман, отвечающие за навигацию. Для этой цели используются дорожная книга и GPS [1].
Участники ралли-рейда классифицируются в разных зачётах в зависимости от типа транспортного средства. Тремя главными классами являются мотоциклетный, а также два автомобильных, легковой (внедорожники) и грузовой. Каждый из классов делится на группы.
Мотоциклетная категория делится на 3 группы.
Класс внедорожников также делится на 3 группы, все они должны весить менее 3,5 тонн. В Т-1 входят легковые автомобили с малым отличием от серийных моделей. Внедорожники Т-2 являются серьёзно улучшенными серийными автомобилями. Багги и другие созданные специально для гонок автомобили входят в Открытый класс. Яркими представителями внедорожников в ралли-рейдах являются усовершенствованные модели «Volkswagen Touareg», «Mitsubishi Pajero» и «Nissan Navara».
Автомобили весом более 3500 килограмм делятся на категории Т-4 и Т-5. Последняя включает грузовики, путешествующие от бивуака до бивуака для поддержки соревнующихся транспортных средств. Непосредственными участниками соревнований являются машины категории Т-4, они должны быть омологированы. Этот класс делится на Т-4,1 и Т-4,2: автомобили первого класса должны быть минимально усовершенствованными серийными моделями, грузовики второго класса усовершенствованы значительно. Лучшие гоночные модели производятся на заводах КАМАЗ, LIAZ, «DAF Trucks» и «Mercedes-Benz».
Немаловажную роль в ралли-рейдах играет подвеска автомобиля. Она – промежуточное звено между кузовом и дорогой. Поэтому подвеска автомобиля должна быть комфортабельной, долговечной, прочной, легкой, безопасной, шумоизолированной, информативной, обеспечивать кинематику перемещения колеса и обеспечивать передачу горизонтальных (разгон-торможение) и вертикальных нагрузок (т.е. должна обеспечивать плавность хода).
Подвеска автомобиля предназначена для обеспечения упругой связи между колесами и кузовом автомобиля за счет восприятия действующих сил и гашения колебаний. Подвеска входит в состав ходовой части автомобиля.
Работа подвески основывается на преобразовании энергии удара при наезде на неровность в сжатии упругого элемента подвески, вследствие чего сила удара, что передается на кузов, уменьшается, и плавность хода возрастает. Подвеска автомобиля обеспечивает упругую связь рамы или кузова с мостами и колесами, плавность хода, устойчивость и проходимость автомобиля. А это очень важно для автомобилей, участвующий в ралли-рейдах.
Плавность определяет комфортность езды. Устойчивость определяет способность противодействовать заносам и опрокидыванию, т.е. безопасность. Для этого необходимы точная кинематика колес, высокая информативность управления (не только рулевого), а также изоляция кузова от дорожных шумов и жесткого качения радиальных шин (особенно с низким профилем).
Проходимость определяет способность преодолевать различные препятствия. Заметим, что здесь необходится без компромиссов, поскольку эти требования весьма противоречивы. Например, мягкое подрессоривание иногда ухудшает устойчивость автомобиля. И наоборот – повышение жесткости ухудшает комфортность езды, уменьшает ресурс. И так далее.
Подвеска автомобиля, в классическом понимании, состоит из упругого, направляющего и гасящего элементов.
Назначение упругого элемента – смягчать толчки от дороги. Эту функцию могут выполнять рессоры, витые пружины, торсионы, пневматические или гидропневматические элементы. Два последних типа позволяют изменять клиренс.
Направляющее устройство подвески определяет характер движения колеса относительно дороги и кузова и передаёт толкающие, тормозные и боковые усилия от колес на раму или корпус автомобиля. В случае пружинной подвески направляющим устройством служат грузы и штанги подвески. В рессорной подвеске сама листовая рессора передает продольные и боковые усилия, благодаря чему конструкция подвески упрощается.
С ростом скоростей колебания кузова стали влиять не только на комфорт, но и на безопасность. Так появились амортизаторы (гасительный элемент), поначалу фрикционные, затем гидравлические рычажные и, наконец, телескопические двухтрубные, успешно применяемые по сей день.
На автомобилях в основном используются жидкостные, масляные амортизаторы. Главное их назначение – борьба с резким распрямлением пружин после проезда через неровности.
Для преодоления больших препятствий автомобилем во время соревнований в основном используется энергоёмкая (т.е. непробиваемая) длинноходная подвеска. Энергоёмкая длинноходная подвеска автомобиля прекрасно справляется с плохими дорогами, их кочками и ямами, что немаловажно в ралли-рейдах.
Содержание
Введение 7
1. Обоснование и выбор темы дипломного проекта 10
1.1 Особенности нагрузочных режимов в режиме соревнования 10
1.2 Особенности работы подвески в режиме соревнования 12
1.3 Требования к устойчивости и управляемости автомобиля в режиме соревнований 14
1.3.1 Конструктивные и эксплуатационные факторы влияющие на управляемость автомобиля 14
1.3.2 Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на устойчивость автомобиля 21
1.3.3 Влияние на управляемость и устойчивость компоновочной схемы автомобиля 26
1.3.4 Влияние подвески на устойчивость и управляемость автомобиля 29
1.4 Постановка цели и задач дипломного проектирования 30
2. Разработка подвески спортивного автомобиля, участвующего в ралли-рейдах 32
2.1 Требования к подвеске автомобиля, участвующего в ралли-рейдах 32
2.2 Расчёт показателей устойчивости и управляемости автомобиля, участвующего в ралли-рейдах 34
2.3 Расчёт показателей жёсткости пружины автомобиля, участвующего в ралли-рейдах 40
2.4 Разработка кинематической схемы подвески 46
2.4.1 Анализ кинематических схем подвесок автомобилей 46
2.4.2 Методы усиления подвесок автомобилей ралли-рейдов 51
2.4.3 Кинематическая схема подвески проектируемого автомобиля 52
2.5 Расчёт подвески 57
2.5.1 Расчёт упругого элемента подвески 57
2.5.2 Расчёт амортизатора 59
3. Разработка технологии технического обслуживания и ремонта подвески 64
3.1 Перечень операций технического обслуживания подвески 64
3.2 Подбор оборудования для технического обслуживания 66
3.3 Разработка конструкции подъёмника для проведения ТО и ремонта подвески автомобиля категории М1 68
3.4.1 Анализ существующих конструкций подъемников 68
3.4.2 Технико-экономическое обоснование 72
3.4.3 Проверочный расчет подъемника 73
4. Разработка мероприятий БЖД для участка ТО подвески 84
4.1 Актуальность решаемой проблемы 84
4.2 Организационно – технические мероприятия по снижению травматизма 84
4.3 Правила техники безопасности при проведении ТО и ремонта автомобиля категории М1 86
4.4 Техника безопасности при работе с подъёмником 88
4.5 Расчет освещения на участке ТО 89
5. Технико-экономическая оценка конструкторской разработки 92
Заключение 99
Список литературы 100
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы
1. http://ru.wikipedia.org/wiki (13.03.11).
2. Вахламов В.К. Автомобили: Эксплуатационные свойства: учебник для студ. высш. учеб. заведений / 2 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.
3. http://www.auto-sport.ru/archive/2003/09/uaz_niva (13.03.11).
4. http://avto-barmashova.ru/konstrukzi_avto/analiz_komponovochni_shtm (13.03.11).
5. http://www.avtonov.svoi.info/parket.htm (13.03.11).
6. http://www.4x4extreme.com.ua/world/2007/silk/techproductiontrofi.pdf (2.05.11).
7. http://www.kartuning.ru/podveska/index.php?idi=77 (2.05.11).
8. http://www.electro-stavr.ru/?about=1&id_tovar=8250 (03.05.11).
9. Решетов Д.Н. Детали машин: Учебник для студ. машиностроит. и механич. спец. вузов – М.: Машиностроение, 1989г. – 495 с., ил.
10. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания: Учебник для вузов.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Транспорт, 1993. – 271 с.
11. Напольский Г.М., Солнцев А.А. Технологический расчет и планировка станций технического обслуживания автомобилей, – М., 2003. – 53 с.
12. Коноплев В.Н. Проектирование станций технического обслуживания. ? М., 2002.
13. Справочник по оборудованию для технического обслуживания и ремонта тракторов и автомобилей. М.: Россельхозиздат, 1978. – 270 с.: ил.
14. Шкрабак В.С., Луковников А.В., Тургиев А.К. Безопасность жизнедеятельности в сельскохозяйственном производстве. – М.: Колос, 2007 – 517 с.
15. Коган Э.И., Хайкин В.А. Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта. ? М.: Транспорт, 1984. -327с.: ил.
16. ГОСТ 12.1.004-95 По пожарной безопасности.
17. Постановление Министерства труда РФ №1 от 13.01.2003.
18. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобиля ВАЗ-21213 и его модификаций / С.Н. Косарев, В.А. Яметов, С.Н. Волгин, П.Л. Козлов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 239 с.
19. Беклешов. В.К. Технико-экономическое обоснование дипломных проектов: Учебное пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1991. – 176 с.