СОДЕРЖАНИЕ
Word, ведомость, спецификация, чертежи, титульный лист.
Введение (выдержка из текста дипломной работы)
Данный дипломный проект выполнен на тему: «Автомобиль категории М1 с разработкой задней подвески с эффектом самоподруливания, технологии технического обслуживания и ремонта».
Автомобильная подвеска – это устройство, которое обеспечивает упругое сцепление колес автомобиля с несущей системой, а также регулирует положение кузова во время движения и уменьшает нагрузки на колеса. Современное автомобилестроение предлагает различные типы автомобильных подвесок: зависимые и независимые. По типу упругого элемента они бывают: пневматические, пружинные, рессорные, торсионные и т.д. [1].
Подвеска автомобиля имеет следующее общее устройство [2]:
– направляющий элемент;
– упругий элемент;
– гасящее устройство;
– стабилизатор поперечной устойчивости.
Направляющее устройство подвески направляет движение колеса и определяет характер его перемещения относительно кузова и дороги. Направляющее устройство передает продольные и поперечные силы и их моменты между колесом и кузовом автомобиля.
Упругое устройство подвески смягчает толчки и удары, передаваемые от колеса на кузов автомобиля, при наезде на дорожные неровности. Упругое устройство исключает копирование кузовом неровностей дороги и улучшает плавность хода автомобиля.
Гасящее устройство подвески уменьшает колебания кузова и колес автомобиля, возникающие при движении по неровностям дороги, и приводит к их затуханию. Гасящее устройство превращает механическую энергию колебаний в тепловую энергию с последующим ее рассеиванием в окружающую среду.
Стабилизирующее устройство подвески уменьшает боковой крен и поперечные угловые колебания кузова автомобиля.
По характеру взаимодействия колес относительно друг друга при движении автомобиля все подвески делят на зависимые и независимые.
Зависимая подвеска имеет жесткую связь между левым и правым колесом, в результате чего перемещение одного из них в поперечной плоскости передается другому и вызывает наклон кузова.
Независимая подвеска характеризуется отсутствием жесткой связи между колесами одного моста. Каждое колесо подвешено к кузову независимо от другого колеса. В результате при наезде одним колесом на неровности дороги колебания его не передаются другому колесу, уменьшается наклон кузова и повышается в целом устойчивость автомобиля при движении.
Подвеска автомобиля состоит из следующих устройств: упругого элемента, направляющего устройства и гасящего элемента. В качестве упругого элемента в подвесках используют металлические листовые рессоры, цилиндрические пружины, торсионы (стержни, работающие на скручивание). Неметаллические упругие элементы обеспечивают упругие свойства подвески за счет упругости резины, сжатого воздуха или жидкости. Они находят значительно меньшее распространение, чем металлические. В некоторых случаях в подвесках применяют комбинированные упругие элементы, состоящие из металлических и неметаллических материалов.
Направляющее устройство подвески передает толкающие, тормозные и боковые усилия от колес на раму или корпус автомобиля. При пружинной подвеске роль направляющего устройства выполняют рычаги и штанги подвески, при рессорной – сама листовая рессора обладает свойством передавать продольные и боковые усилия, вследствие чего конструкция такой подвески упрощается.
Гасящий элемент подвески предназначен для гашения колебаний кузова и колес при наезде на препятствия и называется амортизатором. На автомобилях применяют жидкостные амортизаторы. Принцип действия их основан на превращении энергии колебаний за счет жидкостного трения в тепловую энергию с последующим ее рассеиванием.
Сегодня очень актуальны устойчивость и управляемость автомобиля.
Устойчивость автомобиля – это его способность двигаться без опрокидывания и бокового заноса. Значение устойчивости повышается при движении в условиях сильно пересеченной местности, по скользкой дороге, на крутых закруглениях пути.
Различают продольную и поперечную устойчивость автомобиля.
Управляемость автомобиля – это его способность легко изменять направление движения при повороте рулевого колеса и удерживать заданное направление движения.
На оба этих свойства огромное значение играет задняя подвеска. Одним из основных способов улучшения устойчивости и управляемости автомобиля – это разработка механизмов, позволяющих подруливать задние колёса при поворотах и виражах.
На самом деле есть два вида подобных подвесок. Полноуправляемая принудительно с помощью механизмов и электроники и пассивная, эластокинематическая самоподруливающая. То есть под нагрузкой меняющая угол установки задних колес.
Содержание
Введение 8
1. Обоснование и выбор темы дипломного проекта 11
1.1 Устойчивость автомобиля на разных типах задних подвесок 11
1.2 Управляемость автомобиля на разных типах задних подвесок 18
1.3 Способы улучшения устойчивости и управляемости конструкцией подвески 28
1.4 Постановка цели и задач дипломного проектирования 31
2. Разработка задней подвески автомобиля 32
2.1 Требования к задней подвески автомобиля 32
2.2 Разработка кинематической схемы подвески 34
2.3 Расчёт показателей управляемости автомобиля 42
2.4 Расчёт показателей устойчивости автомобиля 48
2.5 Расчёт кинематики подвески с эффектом самоподруливания 51
2.6 Расчёт на прочность наиболее нагруженных деталей подвески 53
2.6.1 Расчёт упругого элемента подвески 53
2.6.2 Расчёт стабилизатора поперечной устойчивости 55
2.6.3 Расчёт на прочность верхней опоры стойки подвески 56
3. Разработка технологии ремонта подвески 59
3.1 Отказы и неисправности задней подвески 59
3.2 Способы устранения отказов и неисправностей задней подвески 61
3.3 Подбор и разработка технологического оборудования для монтажа-демонтажа элементов подвески 62
3.3.1 Обзор приспособлений 62
3.3.2 Расчёт на прочность наиболее нагруженных деталей приспособления 67
4. Разработка мероприятий БЖД для участка ремонта подвески 72
4.1 Актуальность решаемой проблемы 72
4.2 Организационно – технические мероприятия по снижению травматизма 73
4.3 Правила техники безопасности при проведении ТО и ремонта автомобиля категории М1 75
4.4 Расчет освещения на участке ТО 75
4.5 Техника безопасности при обслуживании автомобиля категории М1 78
5. Определение технико-экономических показателей проекта 80
Заключение 90
Список литературы 91
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы
1. http://www.studiplom.ru/Technology-DVS/suspenders.html (29.03.2014).
2. http://systemsauto.ru/pendant/pendant.html (29.03.2014).
3. http://gaz20.spb.ru/books/speedcars_46.htm (29.03.2014).
4. Вахламов В.К. Автомобили: Эксплуатационные свойства: учебник для студ. высш. учеб. заведений / 2 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.
5. http://sanekua.ru/zavisimaya-i-nezavisimaya-podveska-ustrojstvo-i-rekomendacii/ (29.03.2014).
6. http://www.drive2.ru/cars/mercedes/m_class/m_class_w163/evgenii110/journal/1517677/ (29.03.2014).
7. http://shod-razval.info/portal/index.php?q=ru/geometry (29.03.2014).
8. http://www.autoprospect.ru/saab/9-5/12-5-geometriya-podveski.html (29.03.2014).
9. http://forum.benzclub.md/index.php?showtopic=709 (29.03.2014).
10. http://www.bestreferat.ru/referat-408078.html (30.03.2014).
11. http://www.autoshcool.ru/1546-raznovidnosti-zadnix-podvesok-avtomobilej.html (30.03.2014).
12. http://avtorial.ru/Ford/Ford_Focus-33.html (30.03.2014).
13. http://remavto.net/content (15.05.2014).
14. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое производство: Учебное пособие для машиностроительных специальных техникумов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990. – 339 с.
15. Семёнов В.М. Нестандартный инструмент для разборочно-сборочных работ. – М.: Колос, 1975. – 303 с. ил.
16. Шкрабак В.С., Луковников А.В., Тургиев А.К. Безопасность жизнедеятельности в сельскохозяйственном производстве. – М.: Колос, 2007 – 517 с.
17. Коган Э.И., Хайкин В.А. Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта. ? М.: Транспорт, 1984. -327с.: ил.
18. ГОСТ 12.1.004-95 По пожарной безопасности.
19. Постановление Министерства труда РФ №1 от 13.01.2003.
20. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобиля ВАЗ-21213 и его модификаций / С.Н. Косарев, В.А. Яметов, С.Н. Волгин, П.Л. Козлов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 239 с.
21. Беклешов В.К. Технико-экономическое обоснование дипломных проектов: Учебное пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1991. – 176 с.
22. Коган Э.И., Хайкин В.А. Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта. ? М.: Транспорт, 1984. -327с.: ил.
23. Цены на продукцию компании «Алтай-Сервис». Прайс – лист. – Киров, 2013. – 275 с.