СОДЕРЖАНИЕ
Word, ведомость, спецификация, чертежи, титульный лист.
Введение(выдержка из текста диплимной работы)
Дипломный проект выполнен на тему: «Автомобиль категории М1 с разработкой альтернативных гусеничных движителей для бездорожья, а так же технологии технического обслуживания и ремонта».
Для такой страны, как наша, с продолжительными снежными зимами на значительной части ее территории, с обширными пространствами, еще не имеющими даже грунтовых дорог, наконец, с пустынными и степными массивами в южных районах транспорт повышенной проходимости играет огромную роль. Автомобили для эксплуатации на грунтовых дорогах или шоссе создавать значительно проще, чем внедорожные. Трудность в том, что болотистая почва, снег, песок по своим физическим свойствам, в частности способности воспринимать вертикальную нагрузку и сопротивляться приложенному к грунту тяговому усилию, очень разнообразны. Скорее всего нет возможности создать универсальную для всех грунтов машину, которая двигалась бы посредством сцепления движителя с почвой.
Одним из основных способов повышения проходимых качеств автомобилей в условиях отсутствия дорог является применение полугусеничного и гусеничного ходов (полугусеничных и гусеничных движителей).
Вряд ли в наше время можно представить себе танк без надежного гусеничного движителя. Ведь именно он обеспечивает ему возможность преодолевать различные преграды на пути и спокойно перемещаться по бездорожью и труднопроходимой местности [1].
Изобретателем гусеницы в России считается русский крестьянин Фёдор Абрамович Блинов. В 1877 году он изобретает вагон на гусеничном ходу. В нижней части рамы крепились на рессорах две тележки, которые могли поворачиваться в горизонтальной плоскости вместе с осями опорных колёс. Бесконечные рельсы вагона представляли собой замкнутые железные ленты, состоящие из отдельных звеньев. Вагон имел четыре опорных колеса и четыре ведущие звёздочки. В 1878 году купец Канонников, рассчитывая на прибыли от внедрения гусеничного хода, вошёл с ходатайством в Департамент торговли и мануфактур с прошением о выдаче Блинову привилегии, каковая за № 2245 и была получена год спустя. Вводная часть гласила: «Привилегия, выданная из Департамента торговли и мануфактур в 1879 году крестьянину Фёдору Блинову, на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и просёлочным дорогам…» [2].
В США изобретателями гусеничного хода считаются Бэст и Хольт, которые создали трактор с навешенным на него бульдозерным оборудованием – он и стал прообразом современного бульдозера. Caterpillar – название компании, основанной этими изобретателями, в переводе означает «гусеница».
Во Франции прообраз современного гусеничного движителя впервые был создан в 1713 году д’Эрманом; проект, получивший положительный отзыв французской академии, представлял собой тележку для тяжёлых грузов, перекатывающуюся на бесконечных лентах из деревянных катков, концы которых шарнирно соединены планками. Годом создания гусеничного движителя можно считать 1818-й, когда француз Дюбоше получил привилегию на способ устройства экипажей с подвижными рельсовыми путями.
Помимо гусеницы как части гусеничного движителя для автотранспортной техники и задолго до изобретения гусеничных амфибий гусеница также применялась в качестве движителя для водного транспорта. такая гусеница представляла из себя конвейер с веслами. Она была изобретена в 1782 году изобретателем по имени Десбланкс. В США она была запатентованна в 1839 году Уильямом Левенуорфом.
Гусеничные движители развивались более медленными темпами. Но благодаря тому, что гусеницы имеют большую площадь контакта с грунтом и способны развивать высокую силу тяги, трактора с таким двигателем издавна стали применяться как база тяговых или погрузочных машин для работы на снегу, влажных почвах, в частности, с низкой несущей способностью. Традиционно гусеничные движители обычно используются на территории бывшего Советского Союза, в США, а затем – в Канаде, Новой Зеландии, Австралии и Великобритании. Это были лесохозяйственные тракторы или специальные машины на базе экскаваторов.
Гусеничный движитель – движитель самоходных машин, в котором тяговое усилие создаётся за счёт перематывания гусеничных лент состоящих из отдельных звеньев – траков. Гусеничный движитель обеспечивает повышенную проходимость. Большая площадь соприкосновения гусениц с почвой позволяет обеспечить низкое давление – 31…122 кН/м2 (0,3…1,2 кгс/см2), то есть меньше давления ноги человека. Тем самым гусеничный движитель предохраняется от глубокого погружения в грунт.
Основная часть гусеничного движителя это гусеничная лента:
Гусеничная лента (гусеница) – замкнутая сплошная лента или цепь из шарнирно-соединённых звеньев (траков), применяемая в гусеничном движителе. На внутренней поверхности гусеницы имеются впадины или выступы, с которыми взаимодействуют ведущие колёса машины. Внешняя поверхность гусеницы снабжена выступами (грунтозацепами), которые обеспечивают сцепление с грунтом. Для увеличения сцепления гусеницы на грунтах с низкой несущей способностью используются съёмные шпоры. Гусеницы могут быть металлическими, резино-металлическими и резиновыми. Наибольшее распространение получили металлические гусеницы с разборными или неразборными звеньями. Для повышения износостойкости и срока службы гусеницы их звенья, а также соединительные элементы (пальцы, втулки) изготовляют из специальной высокомарганцовистой стали и подвергают термической обработке, а также используют резинометаллические шарниры, шарниры с игольчатым подшипником и др.
Введение 10
1. Исследование состояния вопроса 13
1.1 Основные методы повышения проходимости автомобилей 13
1.2 Условия эксплуатации полноприводных автомобилей 25
1.2.1 Климатические условия эксплуатации 25
1.2.2 Дорожные условия эксплуатации 33
1.3 Основные требования, предъявляемые к гусеничным движителям 37
1.4 Общие сведенья о машинах с гусеничными движителями 37
2. Теоретическая часть 40
2.1 История создания гусеничных ходов 40
2.2 Классификация гусеничных движителей 41
2.3 Производство автомобилей с гусеничными движителями в РФ 43
2.4 Современный автомобиль с гусеничными движителями 44
2.5 Обзор некоторых конструкций гусеничных движителей 46
3. Расчётно-технологическая часть 54
3.1 Разработка собственной конструкции гусеничных ходов для автомобиля категории М1 54
3.1.1 Исходная информация для дальнейших исследований 54
3.1.2 Разработка собственной структурной схемы гусеничного движителя для автомобиля категории М1 56
3.2 Конструкторские расчёты разрабатываемых движителей 60
3.2.1 Расчёт ролика 60
3.2.2 Выбор и расчёт подшипников роликов 62
3.3 Разработка технологии технического обслуживания и ремонта гусеничного хода 63
3.3.1 Разработка операционно-технологической карты на монтаж и демонтаж гусеничных ходов 63
3.3.2 Планировка участка ремонта гусеничного хода 65
3.4 Разработка конструкции приспособления (гайковёрта) для упрощения монтажа и демонтажа гусеничных ходов 67
3.4.1 Анализ существующих конструкций гайковёртов 67
3.4.2 Обоснование выбора конструкции гайковерта 75
3.5 Конструкторские расчёты по приспособлению (гайковёрт) 76
3.5.1 Расчет вала 76
3.5.2 Выбор и расчет подшипников качения 81
3.5.3 Расчет шпоночного соединения 83
4. Разработка мероприятий БЖД для участка ремонта гусеничных ходов 84
4.1 Актуальность вопросов БЖД на сегодняшний день 84
4.2 Комплекс мероприятий по снижению травматизма в автомобильном транспорте 85
4.3 Расчёт освещения для участка ремонта гусеничного хода 86
4.4 Техника безопасности при работе с пневматическим гайковёртом 87
5. Охрана окружающей среды 90
5.1 Нормативные документы по охране окружающей среды 90
5.2 Обеспечение охраны окружающей среды при ТО 92
6. Технико-экономическое обоснование проекта 94
6.1 Определение технико-экономических показателей при изготовлении пневматического гайковёрта 94
6.2 Определение технико-экономических показателей при изготовлении гусеничного хода 101
Заключение 108
Список используемой литературы 110
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список используемой литературы
1. http://www.autoshcool.ru/3079-gusenichnyy-dvizhitel-dlya-legkovyh-avtomobiley.html (23.01.2013).
2. http://xreferat.ru/76/2586-1-gusenichnyiy-dvizhitel.html (23.01.2013).
3. Вахламов В.К. Автомобили: Эксплуатационные свойства: учебник для студ. высш. учеб. заведений / 2 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.
4. Платунов В.Ф. Полноприводные автомобили – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1989. – 312 с.: ил.
5. http://www.gusenicy.ru/istoriya_sozdaniya_gusenic (23.01.2013).
6. http://www.techstory.ru/trr_foto/trr_mtz5-7.htm (24.01.2013).
7. http://wheeltracks.com.ua/ (24.01.2013).
8. http://catalog.avto.ru/lada/21214/905.html (24.01.2013).
9. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: Высшая школа, 1985.-416 с.: ил.
10. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания: Учебник для вузов.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Транспорт, 1993. – 271 с.
11. Табель гаражного оборудования для автотранспортных предприятий – М.: Центроргтрудавтотранс, 2000. – 98 с.
12. Шкрабак В.С., Луковников А.В., Тургиев А.К. Безопасность жизнедеятельности в сельскохозяйственном производстве. – М.: Колос, 2007 – 517 с.
13. http://www.drive.ru/technic/2007/06/21/345999.html (30.01.2013).
14. Анурьев В.Н. Справочник конструктора-машино-строителя: в 3-х томах: т. 3 – 5-е изд. доп. и перераб. – М.: машиностроение, 1980. – 557 с.
15. Беклешов. В.К. Технико-экономическое обоснование дипломных проектов: Учебное пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1991. – 176 с.
16. http://metal4u.ru/ (24.05.2013).
17. http://www.gidravlika-servis.ru/index.php?categoryID=816&offset=360&sort=Price&direction=ASC (24.05.2013).