СОДЕРЖАНИЕ
Word, ведомость, спецификация, чертежи (часть чертежей представлена выше), титульный лист.
Введение 6
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА РЕМОНТА 8
1.1 Назначение двигателей УМЗ 8
1.2 Основные дефекты двигателей 12
1.2.1 Основные дефекты блока цилиндров 13
1.2.2 Основные дефекты гильз цилиндров 14
1.2.3 Основные дефекты шатуна 15
1.2.4 Основные дефекты поршней и поршневых пальцев 16
1.2.5 Основные дефекты коленчатого вала 16
1.2.6 Основные дефекты маховика с венцом 18
1.2.7 Основные дефекты распределительного вала 18
1.2.8 Основные дефекты толкателей 19
1.2.9 Основные дефекты клапанов 20
1.2.10 Основные дефекты коромысла и оси коромысел 21
1.2.11 Основные дефекты головки цилиндров 21
1.3 Обоснование выбора темы 23
2 ТехнологическИЙ РАЗДЕЛ 25
2.1 Прием двигателя в ремонт 27
2.2 Разборка двигателя 27
2.3 Мойка двигателя 29
2.4 Разборка двигателя на узлы 29
2.5 Разборка узлов на детали 29
2.6 Дефектация деталей 30
2.7 Комплектование деталей 32
2.8 Сборка двигателя 33
2.9 Обкатка и испытания двигателя 34
2.10 Сдача заказчику 35
2.11 Расчет участка ремонта двигателей 35
3 Конструкторский раздел 40
3.1 Классификация способов разборки-сборки соединений с натягом 40
3.2 Анализ существующих конструкций 41
3.3 Описание работы конструкции 45
3.4 Конструкторские расчеты приспособления запрессовки и выпрессовки поршневого пальца 45
3.4.1 Расчет пневмоцилиндра приспособления и его элементов 45
3.4.2 Расчет пальца крепления пневмоцилиндра 49
3.4.3 Расчет вала фиксатора 50
3.4.4 Расчет установочного болта 51
3.4.5 Определение толщины плиты из условия прочности 53
4 Безопасность жизнедеятели 56
4.1 Анализ условий труда на участке ремонта двигателей 56
4.2 Категорирование объекта 57
4.3 Разработка комплексных решений, обеспечивающих безопасность 58
4.3.1 Расчет вентиляции 58
4.3.2 Расчет отопления участка 59
4.3.3 Расчет освещения помещения участка 61
4.4 Противопожарная безопасность и мероприятия по ее осуществлению 65
4.5 Экологичность проекта 65
5 технико-экономическое обоснование 67
выводы и предложения 75
литература 76
Приложения 79
Выдержка из текста дипломной работы
АННОТАЦИЯ
Выпускная квалификационная работа состоит из расчетно-пояснительной записки, выполненной нa 79 страницах машинописного текста и 7 листов графической части формата А1.
В расчетно-пояснительной записке дана характеристика объекта ремонта, основные дефекты, а так же способы их устранения, рассчитана производственная программа ремонта.
В технологическом разделе разработана технология разборочно-сборочных работ, произведен расчет числа рабочих, произведены необходимые расчеты участка ремонта двигателей.
В конструкторском разделе представлена разработка приспособления для запрессовки и выпрессовки поршневого пальца. Выполнен анализ существующих конструкций. Также приведены прочностные расчеты.
В проекте разработаны мероприятия по безопасности жизнедеятельности на, а также мероприятия по охране труда, охране окружающей среды.
в разделе технико-экономического обоснования произведен расчет эффективности внедрения участка для ремонта двигателей.
Расчетно-пояснительная записка заканчивается выводами и предложениями, литературой и приложениями.
ДОКЛАД
Двигатель внутреннего сгорания – это тепловой двигатель, в котором происходит преобразование химической энергии сгорания топлива в механическую энергию.
Двигатели УМЗ устанавливают на грузовые и грузопассажирские автомобили серии «ГАЗель», полной массой до 3,5 тонн, а так же на автомобили УАЗ. Эти двигатели хорошо себя зарекомендовали. Стоимость у них ниже, чем у двигателей ЗМЗ, они обладают повышенной износоустойчивостью узлов двигателя, т.к. изначально эти двигатели разрабатывались к автомобилям повышенной проходимости для эксплуатации в крайне тяжелых условиях. Поэтому двигатели УМЗ пользуются не меньшим спросом чем, двигатели ЗМЗ.
Автомобили с двигателями УМЗ-4215 более динамичны, за счет высокого крутящего момента, и более комфортны в управлении. Ульяновские двигатели достаточно надежны, благодаря новым конструкторским и технологическим разработкам: изменению конструкции поршня, увеличению жесткости, оптимизированию профиля юбки. Все это повышает моторесурс и исключает разрушение поршня. Введение дополнительной операции обработки баз, при производстве корпуса масляного насоса, обеспечило стабильность в системе давления масла. Улучшение конструкции корпуса термостата, обеспечило при длительной эксплуатации герметичность корпуса. Изменение марки полотна прокладки ГБЦ, обеспечило герметичность стыка между головкой блока и блоком цилиндров. Обеспечение стабильного охлаждения двигателя достигнуто благодаря усовершенствованию конструкции водяного насоса: внедрению оптимизированной крыльчатки и изменению технологического процесса изготовления специального подшипника. Двигатели УМЗ-4215 легко переоборудуются под газообразное топливо без ощутимой потери мощности, это обеспечивает приличную экономию. Работая на бензине АИ-92, карбюраторные двигатели модели 4215, достигают крутящего момента в 22,5 кГс.м. при более низкой частоте вращения коленчатого вала 2200-2500 мин?.
Признаками неисправностей двигателя являются: падение мощности, повышенный расход масла, дымный выпуск, снижение давления конца сжатия (компрессии), стуки в двигателе.
Снижение мощности двигателя, чрезмерный расход картерного масла, явление большого количества газов, выходящих из сапуна, указывают на износ цилиндропоршневой группы, закоксовывание (залегание) поршневых колец.
На падение мощности двигателя, снижение частоты вращения коленчатого вала влияют такие эксплуатационные факторы, как загрязнение воздухоочистителя, нарушение регулировки рычага управления регулятором.
Основными дефектами двигателя УМЗ являются: трещины, изломы и пробоины блока(3), износ и задиры рабочей поверхности гильзы цилиндров ,износ наружных посадочных поверхностей гильзы(4), непараллельность (изгиб) и перекос (скручивание) верхней головки шатуна относительно нижней, выходящие за пределы допустимых размеров; обломы и трещины шатуна (5), износ по диаметру поршневого пальца(8), износ коренных и шатунных шеек по диаметру(9) (лист1 –основные дефекты двигателя )
В период эксплуатации у двигателей изнашиваются детали и сопряжения, возникают неисправности, вызывающие необходимость выполнения различных разборочно-сборочных, ремонтных и регулировочных работ. Ремонт двигателя предлагаем производить по схеме (лист 2 – Схема технологического процесса)
Согласно схемы технологического процесса ремонта двигателей был произведен расчет участка, подобрано и расставлено необходимое оборудование. (лист 3 – участок)
Для выполнения процесса разборки-сборки двигателя в выпускной квалификационной работе разработаны карты технологического процесса. (лист 4 – Тех. Карты сборки)
Процесс разборки и сборки двигателя, его узлов и механизмов, является ответственным и в тоже время очень трудоемким. Выполнение его невозможно без использования специального оборудования, поэтому для облегчения разборочно-сборочных работ, в частности в цилиндро-поршневой группе, предлагаем приспособление для выпрессовки и запрессовки поршневых пальцев. (лист 5 – ВО)Оно позволит значительно повысить производительность труда и снизить физические нагрузки на работающего.
Приспособление состоит из распределительного крана, поршня, штока с наконечником, упора.
Принцип работы приспособления: трехходовой распределительный кран подает воздух, поступающий из компрессора по двум трубопроводам, в одну из двух рабочих полостей поршня (в зависимости от необходимого направления перемещения штока). В результате поршень передвигается, заставляя передвигаться с собой шток с вкрученным в него наконечником. Наконечник, в свою очередь, достигая поршневого пальца, действует на него под нагрузкой и заставляет выпрессовываться из соединения. Для того, чтобы поршень в сборе с шатуном и поршневым пальцем не передвигался вместе со штоком, в приспособлении имеется упор, не дающий осуществляться такому действию.
На ответственные узлы детали приспособления разработаны рабочие чертежи. (лист 6 – деталировка)
В разделе БЖД разработаны комплексные решения, обеспечивающие безопасность работы на разработанном участке.
Проведённый расчёт технико-экономических показателей, определяющий основные комплексные экономические показатели, при экономическом эффекте с нарастающим итогом за 5 лет равном 15699 тыс. руб. и при сроке окупаемости 0,8 года, даёт возможность сделать вывод, что все затраты на проектирование и строительство экономически обоснованы и целесообразны. (лист 7 – ТЭП)
Список используемой литературы
1 Бабусенко С.М. Проектирование ремонтно-обслуживающих предприятий. – М.: Агропромиздат, 1990.
2 Смелов А.П. Курсовое и дипломное проектирование по ремонту машин. – М.: Колос, 1984.
3 Конкин Ю.А. Организация и планирование производства на ремонтных предприятиях. – М.: Колос, 1983.
4 Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей ма шин. – М.: Академия, 2004. – 402 с.
5 Аршинов В.Д., Зорин В.К., Созинов Г.И. Ремонт двигателей ЯМЗ- 240, ЯМЗ-240Н, ЯМЗ-240Б. – М.,: Транспорт, 1978. -310 с.
6 Курчаткин В.В., Тельнов Н.Ф., Ачкасов К.А., и др. Надежность и ре монт машин. – М.: Колос, 2000. – 776 с.
7 Технология ремонта машин / Под ред. Е.А. Пучина. – М.: Колос, 2007. – 487с.
8 Экономика технического сервиса на предприятиях АПК / Под ред. Ю.А. Конкина. – М.: КолосС, 2005. – 368 с.
9 Михальченков А.М., Тюрева А.А., Козарез И.В. Курсовое проектирование по технологии ремонта машин. – Брянск, Брянская ГСХА, 2008. -124с.
10 Кравченко И.Н., Зорин В.А., Пучин Е.А. Основы надежности машин.- М.: Изд-во ВИ/ТУ при Федеральном агентстве специального строительства, 2006. – 260с.
11 Карагодин В.И., Митрохин Н.Н. Ремонт автомобилей и двигателей: Учеб. Для студ. сред. Проф. учеб. Заведений. – М.: Мастерство; Высшая школа, 2001.
12 Детали машин в примерах и задачах: Учебное пособие / С.Н. Ничипорчик, М.И. Коршемцевский, В.Ф. Калачев и др.; Под ред. С.Н. Ничипорчика. 2-е изд. – Мн.: Высшая школа, 1981.
13 Чекмарев А.А., Осипов В. К. Справочник по машиностроительному черчению. – М.: Высшая школа, 2001.
14 Черноиванов В.И., Андреев В.П. Восстановление деталей сельскохозяйственных машин. – М.: Колос, 1983.
15 Варнаков В. В. и др. Технический сервис машин сельскохозяйственного назначения – М.: Колос, 2000. – 256 с.
16 Дунаев П.Ф., Леликов О.П., Варламова Л.П., Допуски и посадки. Обоснование выбора. – М.: Высшая школа, 1984. – 164 с.
17 Михальченков А.М., Киселева Л.С., Меметов Р.А., Спиридонов В.К., Зуева Д.С. Стандарт предприятия. – Брянск: Изд-во БГСХА, 2003. – 80с.
18 Серый И.С. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. – М.: Колос, 1981. – 367с.
19 Беляков Г. И. Охрана труда. – М.: Агропромиздат, 1990
20 Зотов Б.И., Курдюмов В.И. Безопасность жизнедеятельности на производстве – М.: Колос, 2000.
21 Лумисте Е.г., Ляхова Л.А. Расчет естественного и искусственного освещения: Методические указания. – Брянск: БГСХА, 1998.
22 Машины и оборудование для технического сервиса в АПК: каталог / НИИ информ. и техн. – под ред. В. И. Черноиванова – М., 1993.
23 Тракторы и автомобили / Под ред. В.А. Скотникова. – М.: Агропромиздат, 1985. – 440 с.
24 Ремонт машин в агропромышленном комплексе/ под ред. М.И. Юдина. – Краснодар: КГАУ, 2000. – 300 с.
25 Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве/ под. Ред. В.И. Чернованова. – Москва-Челябинск: ГОСНИТИ, ЧГАУ, 2003. – 992 с.
26 Козарез И.В. Технико-экономическое обоснование инженерных решений в дипломных и курсовых проектах: методические указания / И.В. Козарез, А.А. Тюрева. – Брянск: Издательство Брянской ГСХА, 2011. – с. 144.
27 Тюрева А.А. Проектирование технологических процессов ремонта и восстановления / А.А. Тюрева, И.В. Козарез. – Брянск: Изд-во Брянской ГСХА, 2012. – 180 с.
28 Тюрева А.А. Восстановление типовых поверхностей и деталей сельскохозяйственной техники / А.А. Тюрева, И.В. Козарез – Брянск: Изд-во Брянской ГСХА, 2013. – 151с.