СОДЕРЖАНИЕ
Word, ведомость, спецификация, чертежи, титульный лист.
Введение (выдержка из текста дипломной работы)
Дипломный проект выполнен на тему: «Автомобиль категории М1 с разработкой колёс и шин повышенной безопасности, технологии обслуживания и ремонта».
Ежегодно на российских дорогах погибает 30 тысяч человек, 1000 – в день, 100 человек – в час. И причина – не всегда нарушение правил дорожного движения. Зачастую аварии случаются из-за механического повреждения шин. При сквозных механических повреждениях шины давление в ней резко падает, и на большой скорости это может привести к аварии.
Для обеспечения управления автомобилем, движущимся на спущенной шине, безопасные шины должны иметь высокое сопротивление боковому уводу, позволяющее управлять автомобилем без заноса на прямой дороге под воздействием боковых сил и при движении автомобиля на вираже, а также при выполнении маневров на дороге, сохранять свое положение на ободе так, чтобы борта не смещались и не сходили с полки обода. При этом ни одно из качеств, повышающих безопасность движения автомобиля, не должно быть достигнуто за счет ухудшения комфортабельности и скоростных свойств.
Проблема повышения безопасности включает в себя также создание безопасных систем «шина-колесо» и других способов повышения работоспособности шин при эксплуатационных повреждениях. Крупнейшие шинные и автомобильные фирмы Европы, США, Японии и других стран работают над созданием конструкций шин и систем «шина-колесо», обеспечивающих безопасность движения автомобиля в случае механического повреждения шин, то есть одной из основных причин выхода шин из эксплуатации.
Все способы повышения проколостойкости и боестойкости шин и обеспечения надежности движения автомобиля на поврежденной шине можно условно разделить на 3 основные группы: самогерметизация механических пробоев по беговой дорожке шин; обеспечение временного движения автомобиля на поврежденной шине и обеспечение длительного движения автомобиля на поврежденной шине [1].
Шины оказывают большое влияние на многие эксплуатационные свойства автомобиля: тягово-скоростные, тормозные, топливную экономичность, проходимость, устойчивость, управляемость, поворачиваемость, плавность хода и безопасность движения.
Пневматическая шина сглаживает дорожные неровности и вместе с подвеской, смягчая и поглощая толчки и удары от неровностей дороги, обеспечивает плавность хода автомобиля, а также наложное сцепление колес с поверхностью дороги.
Металлическое колесо предназначено для установки пневматической
шины и соединения ее со ступицей.
Ступица обеспечивает установку колеса на мосту на подшипниках и создает возможность колесу вращаться. При отсутствии ступицы вращающейся посадочной частью колеса является фланец полуоси, размешенной в балке моста на подшипниках.
На автомобилях применяют различные типы колес. Ведущие колеса преобразуют крутящий момент, подводимый от двигателя через трансмиссию, в тяговую силу, а свое вращение – в поступательное движение автомобиля.
Управляемые и поддерживающие колеса являются ведомыми колесами, воспринимающими толкающую силу от рамы или кузова, преобразуют поступательное движение автомобиля в их качение.
Комбинированные колеса являются и ведущими, и управляемыми и выполняют их функции одновременно.
Дисковые колеса из стального листа в качестве соединительною элемента ступицы и обода колеса имеют стальной штампованный диск, приваренный к ободу. В литых колесах из легких сплавов (алюминиевых, магниевых) диск отливается совместно с ободом колеса.
Бездисковые колеса имеют соединительную часть, изготовленную совместно со ступицей, и выполняются разъемными в продольной и поперечной плоскостях.
Спицевые колеса в качестве соединительного элемента обода и ступицы имеют проволочные спицы. Наибольшее применение на автомобилях находят дисковые колеса.
Бездисковые колеса применяются на грузовых автомобилях большой грузоподъемности. По сравнению с дисковыми колесами бездисковые проще по конструкции, имеют меньшую массу (на 10…15%), более низкую стоимость, большую долговечность, удобнее при монтаже и демонтаже, обеспечивают лучшее охлаждение тормозных механизмов и шин. Кроме того, они создают возможность установки на ступице ободьев разной ширины, что позволяет использовать различные шины на одном и том же автомобиле.
Стремление повысить безопасность движения привело к появлению ряда новых решений для шин и ободов. Важнейшим шагом стало создание бескамерных шин. Их использование в специальной технике, а также применение на изделиях централизованной системы подкачки шин воздухом повышает стойкость к повреждениям. Однако система подкачки шин может компенсировать утечку воздуха и поддерживать давление в шине только до определенного предела, в зависимости от количества и характера сквозных повреждений. При повреждении покрышки колесо, как правило, выходит из строя, ибо система подкачки в этом случае не обеспечивает поддержания даже минимально допустимого рабочего давления в шине. Частично эта проблема решается за счет применения резинокордного распорного кольца. Но это не решило кардинально проблему безопасности. Более того, выявилась необходимость создания специальных шин и систем, получивших название «безопасные» для обычных автомобилей, а для специальных автомобилей – «боестойкие». Цель таких конструкций – обеспечение достаточной герметизации отверстия при пробое колющим предметом и устойчивое движение автомобиля.
Введение 7
1. Обоснование и выбор темы дипломного проекта 11
1.1 Влияние конструктивных факторов колёс и шин на безопасность автомобиля 11
1.2 Влияние эксплуатационных факторов колёс и шин на безопасность автомобиля 25
1.3 Влияние колёс и шин на стабилизацию колёс 35
1.4 Постановка цели задач проектирования 36
2. Разработка конструкции безопасных колёс и шин 38
2.1 Расчёт характеристик управляемости и поворачиваемости проектируемого автомобиля на различных колёсах 38
2.1.1 Расчёт характеристик управляемости проектируемого автомобиля 38
2.1.2 Расчёт характеристик поворачиваемости проектируемого автомобиля 41
2.1.3 Расчёт критической скорости автомобиля по уводу 42
2.1.4 Расчёт характеристик устойчивости проектируемого автомобиля 44
2.2 Требования к автомобильным колёсам и шинам 45
2.3 Система подкачки шин автомобиля 47
2.4 Расчёт колеса и шины 50
2.4.1 Расчёт сил, действующих на колёса и шины 50
2.4.2 Прочностной расчёт колеса и шины 60
2.5 Расчёт компрессора 61
3. Разработка технологии технического обслуживания и ремонта колёс и шин 62
3.1 Перечень операций ТО и ремонта колёс и шин, планировка участка ТО и ремонта колёс и шин 62
3.2 Операционно-технологическая карта ТО системы подкачки воздуха в шинах 68
3.3 Разработка конструкции стенда для ремонта шин 69
3.4 Прочностной расчёт наиболее нагруженных деталей стенда 71
4. Разработка мероприятий БЖД для участка ТО колёс и шин 85
4.1 Актуальность проблем охраны труда 85
4.2 Мероприятия по снижению производственного травматизма 86
4.3 Расчёт системы вентиляции участка ТО и ремонта колес 87
4.4 Инструкция по охране труда при выполнении работ на установке для ремонта шин 90
5. Определение технико-экономических показателей разработки автоматической подкачки колес 93
5.1 Определение технико-экономических показателей по стенду для ремонта шин 93
5.2 Определение технико-экономических показателей по системе автоматической подкачки колес 100
Выводы и предложения 107
Список литературы 108
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы
1. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. т.1.-8-е изд., перераб. и доп. Под ред. И.Н. Жестковой. – М.: Машиностроение, 2001.-920с.: ил.
2. http://www.testauto.ru/page28.html (06.08.2012).
3. http://autokharkov.com.ua/index.php?action=articles&art=16&type=6 (06.08.2012).
4. Вахламов В.К. Автомобили: Эксплуатационные свойства: Учебник для студентов высших учебных заведений / Владимир Константинович Вахламов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с.
5. http://koleso-sovetsk.ru/49-kakie-trebovaniya-predyavlyayutsya-gibdd-k-shinam.html (06.08.2012).
6. http://fcior.sstu.ru/card/24226/zavisimaya-i-nezavisimaya-avtomobilnye-podveski-teleskopicheskaya-stoyka-podveski-perednih-koles-zad.html (06.08.2012).
7. Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобиля «Волга» ГАЗ-3110 / Под ред. Ю.В. Кудрявцева – М.: Издательство «Колесо», 2004. – 336 с.: ил.
8. http://koleso-sovetsk.ru/49-kakie-trebovaniya-predyavlyayutsya-gibdd-k-shinam.html (01.10.2012).
9. http://www.bestreferat.ru/referat-216685.html (16.10.2012).
10. http://www.kursor70.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=326&Itemid=323 (16.10.2012).
11. Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобиля «Волга» ГАЗ-3110/Под ред. Ю.В. Кудрявцева – М.: Издательство «Колесо», 2004. – 336 с.: ил.
12. Черемисинов В.И. Расчёт деталей машин: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киров: Вятская ГСХА, 2010. – 270 с.: ил.
13. Положение о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам / Минавтопром СССР. М.: НАМИ, 1987.- 58 с.
14. Автомобили ВАЗ, ГАЗ. Техническое обслуживание и ремонт. М.: Транспорт, 2007. – 264 с.
15. Техническая эксплуатация автомобилей /Под ред. Кузнецова Е.С. – М.: Наука, 2004 – 535 с.
16. Краткий справочник для инженеров и студентов: Высшая математика. Физика. Теоретическая механика. Сопротивление материалов./ А.Д.Полянин, В.Д.Полянина, В.А.Попова и др.: под ред. А.А.Варламов- М.: Международная программа образования, 1996.-432 с.
17. В.И. Черемисинов, С.П. Койков Расчет соединений деталей машин и элементов грузоподъемных машин: Учебное пособие для студентов инженерного факультета очного и заочного обучения. – Киров, 1999. – 107 с.: ил.
18. Чекмарёв А.А., Осипов В.К. Справочник по машиностроительному черчению. -2-е изд., перераб. М.: Высш.шк.; Издательский центр «Академия», 2003. – 493 с.: ил.
19. Трудовой кодекс РФ. – Москва, 2006. – 418 с.
20. Коган Э.И., Хайкин В.А. Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта. ? М.: Транспорт, 1984. -327с.: ил.
21. Шкрабак В.С., Луковников А.В., Тургиев А.К. Безопасность жизнедеятельности в сельскохозяйственном производстве. – М.: Колос, 2002 – 510 с.
22. Беклешов В.К. Технико-экономическое обоснование дипломных проектов: Учебное пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1991. – 176 с.
23. http://metal4u.ru/ (29.10.2012).