СОДЕРЖАНИЕ
Word, ведомость, спецификация, чертежи, титульный лист.
Введение (выдержка из текста дипломной работы)
Данный дипломный проект выполнен на тему: «Автомобиль категории М2 с разработкой задней торсионной подвески на поперечных рычагах, технологии технического обслуживания и ремонта».
Подвеска автомобиля, или система подрессоривания – совокупность деталей, узлов и механизмов, играющих роль соединительного звена между кузовом автомобиля и дорогой. Входит в состав шасси [1].
Подвеска соединяет автомобиль с колесами, а колеса с автомобилем. Все, что происходит между дорогой и автомобилем, происходит с участием подвески. Таким образом, все конструктивные изменения и нововведения в устройстве подвески направлены на улучшение нескольких важных качеств:
– комфортабельность движения. Взаимодействие механизмов подвески обеспечивает необходимую плавность движения, приглушая неровности дороги и устраняя ненужные колебания кузова;
– управляемость автомобиля. Сама возможность ехать не только прямо, но и поворачивать существует благодаря подвеске. Управляемость автомобиля характеризуется правильной реакцией на рулевые команды. Точность и удобство маневрирования стали особенно важны с ростом скоростей. Чем выше скорость, тем сильнее изменяется поведение автомобиля при повороте руля;
– безопасность водителя и пассажиров. В подвеске находятся одни из самых активно движущихся деталей автомобиля, поэтому безопасность автомобиля во многом зависит от ее характеристик.
Устройство задней подвески, как правило, проще передней. Задние колеса большинства автомобилей не изменяют угол поворота и конструкцией задней подвески должно быть предусмотрено только вертикальное перемещение колеса. Тем не менее, от состояния задней подвески зависит безопасность движения и комфорт управления автомобилем. Поэтому проверка состояния задней подвески и своевременный ремонт ее деталей могут уберечь вас от серьезных поломок, а иногда и сохранить жизнь вам и вашим пассажирам.
Чаще всего в недорогих автомобилях используется зависимая или полунезависимая задняя подвеска. В первом типе задней подвески колеса соединяются балкой заднего моста, которая крепится к кузову автомобиля продольными рычагами. При повышении нагрузки на заднюю часть автомобиля с таким типом задней подвески могут появиться вибрации и незначительные нарушения плавности хода. Это главный недостаток зависимой задней подвески. Полунезависимая задняя подвеска состоит из двух продольных рычагов, один конец которых крепится к кузову, а на втором располагаются колеса. Продольные рычаги соединены поперечиной. Такой тип задней подвески обладает самой оптимальной кинематикой колес, простотой и компактностью, но конструкция не позволяет передать на задние колеса крутящий момент. Поэтому полунезависимая задняя подвеска применяется на подавляющем большинстве автомобилей с передним приводом.
В последнее время так же получает распространение торсионная подвеска.
Торсионная подвеска – подвеска, рабочими элементами которой являются торсионы (упругие стержни, работающие на кручение). Используются стержневые торсионы круглого или квадратного сечения, реже пластинчатые – набранные из некоторого числа пластин пружинной стали, совместно работающих на закручивание [1].
Торсионы подвески выполняют, как правило, в виде сплошного или полого круглого вала. Торсионы другого сечения в автомобилестроении распространения не получили.
Торсионы могут располагаться как продольно (в этом случае они служат одновременно и осями поперечных рычагов в параллелограммной подвеске, как правило нижних), так и поперечно (во втором случае каждый из них может работать по принципу действия стабилизатору поперечной устойчивости в традиционной подвеске, с той разницей, что поперечные торсионы имеют с одной стороны неподвижное крепление, а стабилизатор закреплён лишь на рычагах подвески, в точках же крепления к раме или кузову он может свободно проворачиваться, поэтому стабилизатор и не работает при сжатии или отбое подвески одновременно с двух сторон – только при разноимённом ходе противоположных колёс).
Такая передняя подвеска использовалась на многих автомобилях фирм Packard, Chrysler и Fiat начиная с пятидесятых годов, советских легковых ЗИЛ и некоторых моделях французской фирмы Simca, созданных в годы сотрудничества с «Крайслером» (например Simca 1307).
Характеризуется высокой плавностью хода, компактностью (что например позволило на «Симке» разместить между рычагами приводы передних колёс).
Торсионы получили достаточно широкое распространение на малолитражных автомобилях 1950-х – 1960-х годов благодаря компактности и относительной простоте изготовления.
Как правило, на них торсионная балка (или балки) располагалась поперечно и была жёстко закреплена на раме. К концам торсиона (торсионов) крепились продольные качающиеся рычаги, соединённые с колесом непосредственно или с поворотным кулаком при помощи шкворневого узла или шаровых опор.
В данном конкретном случае нами разрабатывается задняя торсионная подвеска на поперечных рычагах.
Содержание
Введение 8
1. Влияние типа подвески на устойчивость, управляемость и плавность хода автомобиля 11
1.1 Требования к плавности хода, устойчивости и управляемости автомобиля категории М2 11
1.2 Плавность хода автомобиля на различных типах задних подвесок 22
1.3 Преимущества и недостатки торсионной задней подвески 27
1.4 Постановка цели и задач дипломного проектирования 28
2. Разработка задней подвески автомобиля 30
2.1 Требования к задней подвеске автомобиля 30
2.2 Разработка кинематической схемы подвески 40
2.3 Расчёт показателей плавности хода автомобиля 43
2.4 Расчёт показателей устойчивости автомобиля 48
2.5 Расчёт подвески 51
2.5.1 Расчёт кинематики подвески 51
2.5.2 Расчёт упругого элемента подвески 53
2.5.3 Расчёт стабилизатора поперечной устойчивости 55
3. Разработка технологии технического обслуживания и ремонта подвески 57
3.1 Перечень операций технического обслуживания подвески 57
3.2 Разработка операционно-технологической карты проведения ТО задней торсионной подвески автомобиля категории М2 59
3.3 Разработка оборудования для ТО и ТР независимой подвески 61
3.3.1 Анализ существующих конструкций 61
3.3.2 Общее устройство подъемника и техническая характеристика 66
3.4 Прочностной расчёт подъёмника 67
3.4.1 Расчёт моторного винта и гаек 67
3.4.2 Подбор червячного редуктора 69
3.4.3 Подбор электродвигателя 70
3.4.4 Расчёт штанг 70
3.4.4.1 Расчёт на устойчивость 70
3.4.4.2 Расчёт на изгиб 71
4. Безопасность жизнедеятельности 73
4.1 Общие вопросы безопасности жизнедеятельности 73
4.2 БЖ при проведении ТО подвески 74
4.3 Техника безопасности при работе с автомобилем категории М2 76
4.4 Организационно-технические мероприятия по обеспечению безопасности на производстве 79
5. Определение технико-экономических показателей проекта 82
Выводы и предложения 91
Список литературы 93
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы
1. http://ru.wikipedia.org/wiki (27.02.2014).
2. http://www.studiplom.ru/Technology-DVS/Smoothness_of_a_course.html (27.02.2014).
3. http://www.auto-school.com.ua/poleznoe/index.php?ELEMENT_ID=71 (27.02.2014).
4. http://www.sofion38.ru/12-ustojjchivost-i-upravljaemost-avtomobilja-glava-6.html (27.02.2014).
5. http://www.avtovodila.ru/index.php?menu=pro_mashinu&art=ekspl_sv (27.02.2014).
6. http://www.car4man.com/torsionnaya-podveska/ (27.02.2014).
7. http://systemsauto.ru/pendant/torsion_bar_suspension.html (18.03.2014).
8. http://openmotors.ru/ (09.04.2014).
9. Вахламов В.К. Автомобили: Эксплуатационные свойства: Учебник для студентов высших учебных заведений / Владимир Константинович Вахламов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с.
10. http://www.referat.ru/referat/to-i-remont-peredney-podveski-7338 (30.05.2014).
11. Напольский Г.М., Солнцев А.А. Технологический расчет и планировка станций технического обслуживания автомобилей, – М., 2003. – 53 с.
12. Автомобиль ВАЗ-2110. Техническое обслуживание и ремонт. М.: Транспорт, 2007. – 264 с.
13. Коноплев В.Н. Проектирование станций технического обслуживания. ? М., 2002. – 252 с.
14. Справочник по оборудованию для технического обслуживания и ремонта тракторов и автомобилей. М.: Россельхозиздат, 1978. – 270 с.: ил.
15. Коноплев В.Н. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. – Ростов на Дону.: Издательский центр «Феникс», 2004. – 252 с.
16. Дунаев П.Ф. Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. Пособие для студ. техн. спец. вузов/П.Ф. Дунаев, О.П.Леликов./-8-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2003 г.-496 с.
17. В.И. Черемисинов. Расчёт деталей машин. – Киров: РИО ВГСХА, 2001. – 233 с., ил.
18. Луковников А.В., Шкрабак В.С. Охрана труда: Учебники для вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 2007. – 517 с.: ил.
19. Беклешов. В.К. Технико-экономическое обоснование дипломных проектов: Учебное пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1991. – 176 с.
20. http://metal4u.ru/ (05.06.2013).