СОДЕРЖАНИЕ
Word, ведомость, спецификация, чертежи, титульный лист.
Введение(выдержка из текста дипломной работы)
Колебания автомобиля. Колебания автомобиля влияют практически на все основные эксплуатационные свойства машины: комфортабельность и плавность хода, устойчивость и управляемость и даже расход топлива [1].
Колебания возрастают с увеличением скорости движения, повышением мощности двигателя, существенное влияние на колебания оказывает качество дороги.
Колебания и вибрации в автомобилях являются источником шума. Колебания, вибрации и шум оказывают вредное воздействие на водителя, пассажиров и окружающую среду.
Установлены нормы и стандарты, определяющие допустимые уровни колебаний, вибраций и шумов автомобилей. От этих показателей зависят качество и цена легкового автомобиля [1].
Испытания автомобилей на определение уровня колебаний, вибраций и шума проводятся в лабораториях и на специальных дорогах автополигонов.
Сделать легковой автомобиль, в котором отсутствуют колебания, вибрации и шум, невозможно, как невозможно построить вечный двигатель. Однако вполне возможно создать автомобиль с минимальными уровнями колебаний, вибраций и шума.
Колебания возникают прежде всего при взаимодействии колес с поверхностью дороги. В результате прогиба пневматических шин, и деформации подвески колеса и кузов совершают сложные колебания. По колебаниям колес судят об устойчивости и управляемости автомобиля. Колебания кузова непосредственно определяют плавность хода.
В зависимости от качества дорожного покрытия и скорости движения колебания автомобиля могут происходить с разными частотами и ускорениями. Так, частоты колебаний кузова и колес лежат в пределах 0,5…22 колебаний в секунду, или 0,5…22 Гц. Уровень ускорений колес может превосходить земное ускорение свободного падения g более чем в 10 раз. В то же время ускорения кузова редко превосходят величину g более чем в 1,5 раза [1].
Автомобильное колесо является источником колебаний, на возникновение которых влияют наличие рисунка протектора, каркас из металлокорда, недостаточная балансировка, а также работа тормозов. Частота этих колебаний достигает величины в несколько тысяч герц. Такие колебания называют вибрациями. Вибрации с высокими частотами также возбуждаются двигателями, трансмиссиями и различным оборудованием, установленным на автомобиле: вентиляторы, отопители, кондиционеры и др.
Сложные колебания кузова существенно влияют на здоровье и состояние водителя, пассажиров и сохранность перевозимого груза. Естественно поэтому стремление конструкторов легковых автомобилей ограничить колебания кузова. Сложный характер колебательных движений кузова может проявляться в вертикальном и горизонтальном направлениях. Кроме того, возможны и угловые колебания кузова. Различают продольные и поперечные горизонтальные колебания кузова. Горизонтальные колебания вдоль продольной оси называются подергиванием и в значительной степени гасятся с помощью подвески колес.
Колебания вдоль продольной оси проявляются при торможении и разгоне, но не могут быть определяющими для плавности хода. Горизонтальные колебания вдоль поперечной оси кузова (боковые колебания) возможны лишь за счет боковой деформации шин. В результате использования подвески колес кузов совершает главным образом вертикальные, продольно-угловые и поперечно-угловые колебания. Перечисленные колебания и определяют плавность хода автомобиля.
Немаловажную роль при подготовке автомобиля к соревнованиям играет подвеска [2].
Автомобильная подвеска – это устройство, которое обеспечивает упругое соединение колес автомобиля с несущей системой, а также регулирует положение кузова во время движения и уменьшает нагрузки на колеса. Современное автомобилестроение предлагает различные типы автомобильных подвесок: зависимые и независимые. Типы упругих элементов могут быть следующие: пневматические, пружинные, рессорные, торсионные и т.д.
Подвеска легкового автомобиля содержит следующие основные устройства: направляющие устройства (рычаги, стойки, тяги, растяжки), упругие элементы (листовые рессоры, пружины, пневморессоры и т.п.), гасящие устройства (гидравлические амортизаторы) и, наконец, устройства регулирования и управления (регуляторы высоты и крена, ЭВМ и т. д.) [3].
Направляющие устройства подвески влияют на характер движения ку¬зова и колес автомобиля при колебаниях. Будет ли, например, подъем коле¬са сопровождаться его наклоном, боковым или продольным перемещением зависит от того, по какой схеме выполнены направляющие устройства. Направляющие устройства служат для передачи тяговых и тормозных сил, а также боковых сил, возникающих при повороте, движении по косогору от колес к кузову.
При зависимой подвеске правое и левое колеса связаны жесткой балкой – мостом. Поэтому при наезде на неровность одного из колес оба колеса наклоняются в поперечной плоскости на одинаковый угол. В независимой подвеске перемещения одного колеса жестко не связаны с перемещениями другого. Наклоны и перемещения правого и левого колес существенно отличаются.
Упругие устройства (упругие элементы) служат для уменьшения нагрузок, действующих между колесом и кузовом. При наезде на дорожные неровности происходят деформации упругих элементов. После проезда неровностей упругие элементы вызывают колебания кузова и колес. Основной характеристикой упругих элементов является жесткость, т.е. отношение вертикальной нагрузки к прогибу (или осадке пружины). Упругие элементы подвески колес различают не только по конструкции, но и в зависимости от того, из какого материала они сделаны. Если используются упругие свойства металла (сопротивление изгибу или кручению), то имеют место металлические упругие элементы. Учитывая упругие свойства резины и пластмасс, широко применяют резиновые и пластмассовые рессоры. В последнее время значительное распространение получили пневморессоры, где используются упругие свойства воздуха или газов.
Гасящие устройства подвески (гидравлические амортизаторы) предназначены для гашения колебаний кузова и колес. Во время работы подвески происходит перераспределение энергии колебаний автомобиля между кузовом и колесами. Амортизаторы поглощают эту энергию, превращая ее в тепло. Чем больше энергии поглощает амортизатор, тем быстрее будут затухать колебания кузова и колес, меньше будет раскачиваться кузов. Ездить на мягких рессорах без амортизаторов практически невозможно.
Упругие и гасящие элементы играют огромную роль в подвесках спортивных автомобилей. Спортивная подвеска чаще всего жесткая. Это свойство исключает крены и опрокидывания автомобиля во время прохождения крутых поворотов и виражей ралли-кроссов. Нужной жёсткости подвески можно достичь подбором упругих и гасящих элементов.
В настоящее время на легковых автомобилях применяется только независимая подвеска передних колес, которая может сочетаться с независимой, полунезависимой и зависимой подвеской задних.
В ралли могут участвовать как переднеприводные, так и заднеприводные, а так же полноприводные автомобили.
Для подготовки автомобиля к соревнованиям огромное значение играет подвеска. Подвеска в данном случае отвечает за устойчивость и управляемость автомобиля.
В автоспорте настройка подвески имеет особенно важное значение, поскольку от жесткости пружин и амортизаторов зависит не только комфортность езды, но и поведение автомобиля в целом.
Характеристика подвески включает в себя большое число параметров, значения которых подбирается с учетом условий заезда и личных предпочтений гонщика.
Универсального «рецепта» ее настройки, подходящего на все случаи жизни не существует. Можно подобрать собственную характеристику подвески, поняв принцип её работы и действуя методом проб и ошибок.
Регулировка жесткости пружин подвески. Чем выше жесткость, тем меньше машина склонна к раскачке и тем лучше управляемость. Чем более «цепкие» шины, тем выше должна быть жесткость пружин.
Если пружины задней оси будут жестче, чем пружины передней, машина приобретет склонность к избыточной поворачиваемости, и наоборот – к недостаточной.
Так же немаловажную роль в подвеске играют амортизаторы. Регулировка жесткости амортизаторов на растяжении. Обычно жесткость устанавливают выше, чем на сжатие, но чрезмерно высокое значение может затруднить перераспределение веса машины.
Регулировка жёсткости амортизаторов на сжатие. Поскольку амортизаторы ограничивают ход пружин, чрезмерная их жесткость может затруднить работу подвески в целом и привести к потере сцепления колес с трассой. Как и в случае с пружинами, жесткость амортизатора влияет на поворачиваемость.
?
Введение 8
1. Обоснование и выбор темы дипломного проекта 13
1.1 Особенности эксплуатационных режимов в условиях соревнований 13
1.2 Особенности работы подвески в режиме гонки 16
1.3 Способы корректировки упругих характеристик подвески автомобилей, участвующих в ралли 19
1.4 Постановка цели и задач дипломного проектирования 21
2. Разработка передней подвески спортивного автомобиля для ралли 22
2.1 Требования к подвеске спортивного автомобиля для обеспечения соответствующих характеристик подвески автомобилей, участвующих в ралли 22
2.2 Разработка кинематической схемы подвески 25
2.3 Расчёт упругих характеристик подвески автомобиля на разных режимах настройки 35
2.3.1 Расчёт упругих характеристик пружины 35
2.3.2 Расчёт характеристик амортизатора с регулируемым демпфированием 38
2.4 Расчёт подвески 44
2.4.1 Расчёт кинематики подвески 44
2.4.2 Расчёт упругого элемента подвески 44
2.4.3 Расчёт резьбы на корпусе стойки подвески 46
2.4.4 Расчёт амортизатора с регулируемым демпфированием 48
3. Разработка технологии технического обслуживания и ремонта подвески 52
3.1 Перечень операций технического обслуживания подвески 52
3.2 Основные неисправности и диагностика подвески 54
3.3 Подбор и разработка технологического оборудования на проверку технического состояния подвески 68
3.3.1 Кинематическая схема разрабатываемой стойки подъёмной 68
3.3.2 Прочностные расчёты стойки подъёмной 70
3.3.2.1 Расчёт усилий стойки 70
3.3.2.2 Расчёт центральной оси рамы 71
3.3.2.3 Расчёт рычага рамы 74
4. Разработка мероприятий БЖД для участка ТО и ремонта 75
4.1 Актуальность решаемой проблемы 75
4.2 Организационно-технические мероприятия по обеспечению безопасности на производстве 76
4.3 Расчет освещения на участке ТО 78
4.4 Организация безопасной работы с подъемником 80
4.5 Транспортирование и хранение подъемника 82
4.6 Техника безопасности при обслуживании автомобиля категории М1 82
5. Определение технико-экономических показателей проекта 84
Заключение 94
Список литературы 95
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы
1. http://www.4x4extreme.com.ua/world/2007/silk/techproductiontrofi.pdf (24.02.2014).
2. http://www.studiplom.ru/Technology-DVS/suspenders.html (24.02.2014).
3. http://www.studiplom.ru/Technology-DVS/suspenders.html (24.02.2014).
4. Вахламов В.К. Автомобили: Эксплуатационные свойства: учебник для студ. высш. учеб. заведений / 2 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.
5. http://www.dragracingrostov.ru/blog/2011/10/osobennosti-vozhdeniya-po-gruntovym-dorogam/ (24.02.2014).
6. Вахламов В.К. Автомобили конструкция и элементы расчета. ? М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 480 с.
7. http://lada-club.ucoz.ua/index/tekhnicheskie_dannie_vaz_2170/0-34 (20.03.2014).
8. http://www.klakson-auto.ru/content/zhestkost_pruzhiny/ (20.03.2014).
9. http://www.avtonov.svoi.info/absorber.php (20.03.2014).
10. http://pilot.spb.su/books/rally/body.php (01.04.2014).
11. Черемисинов В.И. Расчёт деталей машин: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киров: Вятская ГСХА, 2010. – 270 с.: ил.
12. http://www.uazik.ru/uaz2206tech/ (01.05.2014).
13. http://www.uazik.ru/uaz2206tech/ (01.05.2014).
14. Ротенберг Р.В. Подвеска автомобиля. – М.: Машиностроение, 1972. – 392 с, ил.
15. http://www.p-komplekt.ru/catps.141.htm#253 (18.05.2014).
16. Прайс-лист на продукцию «Автоцентр К16-Авто». – Киров.: Прайс-лист, 2009. – 24 с.
17. http://25273.ru.all.biz/cat.php?oid=207716 (18.05.2014).
18. Проектирование и расчет подъемно-транспортных машин сельскохозяйственного назначения/М.Н. Ерохин, А.В. Карп, Н.А. Выскребенцев и др.; Под ред. М.Н. Ерохина и А.В. Карпа. – М.: Колос, 1999. – 228 с.: ил. – (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).
19. Дунаев П.Ф. Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. Пособие для студ. техн. спец. вузов/П.Ф. Дунаев, О.П.Леликов./-8-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2003г. – 496 с.
20. Кальмансон Л.Д. и др. Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобиля «Волга» ГАЗ-3110. – М.: Издательство «Колесо», 2004. – 336 с.: ил.
21. Коган Э.И., Хайкин В.А. Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта. ? М.: Транспорт, 1984. -327с.: ил.
22. Коноплев В.Н. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. – Ростов на Дону.: Издательский центр «Феникс», 2004. – 356 с.
23. Луковников А.В., Шкрабак В.С. Охрана труда: Учебники для вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 2007. – 517 с.: ил.
24. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. т.1.-8-е изд., перераб. и доп. Под ред. И.Н. Жестковой. – М.: Машиностроение, 2001.-920с.: ил.
25. Беклешов В.К. Технико-экономическое обоснование дипломных проектов: Учебное пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1991. – 176 с.
26. Цены на продукцию компании «Алтай-Сервис». Прайс – лист. – Киров, 2012. – 127 с.