СОДЕРЖАНИЕ
Word, ведомость, спецификация, чертежи, титульный лист.
Введение (выдержка из текста дипломной работы)
Первый в мире автомобиль с бензиновым двигателем был запатентован ещё в 1885 году гениальным немецким инженером Карлом Бенцом. В наши дни автомобиль так же состоит из тех же основных элементов, что и 100 лет назад: кузов (рама); двигатель; шасси (трансмиссии); подвеска.
Подвеска автомобиля, или система подрессоривания – совокупность деталей, узлов и механизмов, играющих роль соединительного звена между кузовом автомобиля и дорогой.
Подвеска выполняет следующие функции [1]:
– физически соединяет колёса или неразрезные мосты с несущей системой автомобиля – кузовом или рамой;
– передаёт на несущую систему силы и моменты, возникающие при взаимодействии колёс с дорогой;
– обеспечивает требуемый характер перемещения колёс относительно кузова или рамы, а также необходимую плавность хода.
Основными элементами подвески являются:
– упругие элементы, которые воспринимают и передают нормальные (направленные по вертикали) силы реакции дороги, возникающие при наезде колеса на её неровности;
– направляющие элементы, которые задают характер перемещения колёс и их связи между собой и с несущей системой, а также передают продольные и боковые силы и их моменты;
– гасящие элементы или амортизаторы, которые служат для гашения колебаний несущей системы, возникающих вследствие действия дороги.
В реальных подвесках зачастую один элемент выполняет сразу несколько функций. Например, многолистовая рессора в классической рессорной подвеске заднего моста воспринимает одновременно как нормальную реакцию дороги (то есть, является упругим элементом), так и боковые и продольные силы (то есть, является и направляющим элементом), а также за счёт межлистового трения выступает в качестве несовершенного фрикционного амортизатора.
Однако в подвесках современных автомобилей, как правило, каждую из этих функций выполняют отдельные конструктивные элементы, достаточно жёстко задающие характер перемещения колёс относительно несущей системы и дороги, что обеспечивает заданные параметры устойчивости и управляемости.
Современные автомобильные подвески становятся сложными конструкциями, сочетающими механические, гидравлические, пневматические и электрические элементы, зачастую имеют электронные системы управления, что позволяет достичь сочетания высоких параметров комфортабельности, управляемости и безопасности.
Немаловажную роль в автомобилях играют устойчивость и управляемость.
Устойчивость и управляемость автомобиля категории М1 – взаимосвязанные свойства динамики езды.
Устойчивость автомобиля определяется его способностью противостоять боковому заносу и опрокидыванию.
Под управляемостью автомобиля понимается его способность сохранять заданное направление движения (что иногда называют держанием дороги), а при движении на повороте – точно следовать повороту управляемых колес.
Оба эти качества связаны между собой, так как плохая управляемость автомобиля приводит к потере устойчивости и заносу автомобиля. Совместное рассмотрение этих вопросов дает возможность выявить влияние основных конструктивных факторов, как в том, так и в другом отношении.
На устойчивость и управляемость огромное влияние оказывает подвеска автомобиля.
Современная система подвески состоит из четырёх основных узлов: упругие элементы, механизмы для стабилизации, устройства для гашения колебаний автомобиля, направляющие элементы.
Основное требование, предъявляемое к подвеске, заключается в присоединении колес к автомобилю, при этом преследуется три цели: обеспечить вертикальное положение колес независимо от движения кузова, крена и раскачивания; обеспечить вертикальное перемещение колес относительно кузова без создания помех движению при езде по неровным дорогам; организовать перемещение колес относительно кузова таким образом, чтобы обеспечить приемлемую устойчивость и управляемость автомобиля.
Существует два варианта подрессоривания кузова автомобиля – зависимая и независимая подвеска. В современных легковых автомобилях применяется, как правило, независимая подвеска. Это подразумевает, что колеса на одной оси не имеют жесткой связки друг с другом, а изменение положения относительно кузова машины одного никак или почти никак не влияет на положение второго. При этом углы развала и схождения колес способны меняться в довольно значительных пределах.
Введение 7
1. Обоснование и выбор темы дипломного проекта 10
1.1 Назначение и выполняемые функции подвески 10
1.2 Роль подвески в обеспечении управляемости автомобиля 12
1.3 Роль подвески в обеспечении устойчивости автомобиля 16
1.4 Постановка цели и задач дипломного проектирования 23
2. Разработка конструкции задней подвески 24
2.1 Требования к задней подвеске 24
2.2 Обзор схем задних подвесок 25
2.2.1 Зависимая подвеска «классическая» 25
2.2.2 Подвеска «Де Дион» 26
2.2.3 Гидропневматическая подвеска 28
2.2.4 Подвеска «Дюбоне» 28
2.2.5 Многорычажная подвеска 32
2.3 Разработка кинематической схемы задней подвески 36
2.4 Расчёт показателей устойчивости и управляемости автомобиля для прототипа и разрабатываемой подвески 38
2.5 Прочностной расчёт задней подвески 47
2.5.1 Расчёт кинематики подвески 47
2.5.2 Расчёт верхнего рычага подвески 54
2.5.3 Расчёт нижнего рычага подвески 59
2.5.4 Расчёт стабилизатора поперечной устойчивости 63
3. Разработка технологии диагностирования задней подвески 65
3.1 Способы диагностирования задней подвески 65
3.2 Разработка технологии диагностирования разрабатываемой задней подвески 69
3.3 Обоснование конструкторской разработки оборудования 73
3.3.1 Обоснование разработки и анализ существующих конструкций 73
3.3.2 Общее устройство стенда для проверки амортизаторов 74
3.4 Конструкторские расчёты приспособления 75
3.4.1 Расчет открытой прямозубой цилиндрической передачи 75
3.4.2 Выбор материала колёс 75
3.4.3 Расчёт цилиндрической зубчатой передачи 77
3.4.4 Проверка двигателя по условиям пуска 80
4. Безопасность жизнедеятельности 83
4.1 Общие вопросы безопасности жизнедеятельности 83
4.2 БЖ при проведении ТО подвески 84
4.3 Организационно-технические мероприятия по обеспечению безопасности на производстве 86
4.4 Перечень опасных и вредных факторов станции ТО 88
5. Определение технико-экономических показателей проекта 91
Заключение 101
Список литературы 102
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/ (30.01.2014.).
2. Вахламов В.К. Автомобили: Эксплуатационные свойства: Учебник для студентов высших учебных заведений / Владимир Константинович Вахламов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с.
3. http://www.avtonov.svoi.info/suspension.php (10.03.2014).
4. http://honda-club.ru/forum/showthread.php?t=20522 (21.03.2014).
5. http://avto-russia.ru/autos/lada/lada_2121_niva.html (18.02.2013).
6. http://www.electro-stavr.ru/?about=1&id_tovar=8250 (29.05.2013).
7. Черемисинов В.И. Курсовое проектирование деталей машин. – 3 изд., перераб. и доп. – Киров: РИО ВГСХА, 2002. – 163 с.: ил.
8. Автомобили УАЗ-31512, УАЗ-31514, УАЗ-3153, УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-2206, УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-33036, УАЗ-39094, УАЗ-39095 и их модификации / Руководство по ремонту и техническому обслуживанию – «Издательский Дом Третий Рим», 1999. – 200 с.
9. Напольский Г.М., Солнцев А.А. Технологический расчет и планировка станций технического обслуживания автомобилей, – М., 2003. – 53 с.
10. Коноплев В.Н. Проектирование станций технического обслуживания. ? М., 2002. – 150 с.
11. Коноплев В.Н. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. – Ростов на Дону.: Издательский центр «Феникс», 2004. – 136 с.
12. Справочник по оборудованию для технического обслуживания и ремонта тракторов и автомобилей. М.: Россельхозиздат, 1978. – 270 с.: ил.
13. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания: Учебник для вузов.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Транспорт, 1993. – 271 с.
14. Вахламов В.К. Автомобили конструкция и элементы расчета. ? М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 480 с.
15. Решетов Д.Н. Детали машин: Учебник для студ. машиностроит. и механич. спец. вузов – М.: Машиностроение, 1989г. – 495 с., ил.
16. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: Высшая школа, 1985.-416 с.: ил.
17. Шкрабак В.С., Луковников А.В., Тургиев А.К. Безопасность жизнедеятельности в сельскохозяйственном производстве. – М.: Колос, 2007 – 517 с.
18. http://www.60.by/ru/content/master/dvslusl/reasons/ (18.05.2014).
19. Артамонов. В.И. Конструирование и расчет автомобиля. М.: Транспорт, 1982. – 420 с.
20. Проектирование и расчет подъемно-транспортных машин сельскохозяйственного назначения/М.Н. Ерохин, А.В. Карп, Н.А. Выскребенцев и др.; Под ред. М.Н. Ерохина и А.В. Карпа. – М.: Колос, 1999. – 228 с.: ил. – (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).
21. Дунаев П.Ф. Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. Пособие для студ. техн. спец. вузов/П.Ф. Дунаев, О.П.Леликов./-8-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2003 г.-496 с.
22. В.И. Черемисинов. Расчёт деталей машин. – Киров: РИО ВГСХА, 2001. – 233 с., ил.
23. Луковников А.В., Шкрабак В.С. Охрана труда: Учебники для вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 2005. – 512 с.: ил.
24. Кальмансон Л.Д. и др. Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобиля «Волга» ГАЗ-3110. – М.: Издательство «Колесо», 2004. – 336 с.: ил.
25. Беклешов. В.К. Технико-экономическое обоснование дипломных проектов: Учебное пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1991. – 176 с.