СОДЕРЖАНИЕ
Word, ведомость, спецификация, чертежи (часть чертежей представлена выше), титульный лист.
Введение (выдержка из текста дипломной работы)
Данный дипломный проект выполнен на тему: «Автомобиль категории М1 с разработкой энергоёмкой усиленной подвески для участия в ралли-рейдах, технологии технического обслуживания и ремонта».
Подвеской автомобиля называется совокупность деталей, обеспечивающих упругую связь между кузовом (рамой) и колесами автомобиля, уменьшение динамических нагрузок на кузов и колёса, и затухание их колебаний, а также регулировать положение кузова автомобиля во время движения. Подвеска, являясь промежуточным звеном между кузовом автомобиля и дорогой, должна быть лёгкой и наряду с высокой комфортностью, обеспечивать максимальную безопасность движения и плавность хода. Для этого необходимы точная кинематика колёс, высокая информативность рулевого управления, а также звукоизоляция кузова от жесткого качения шин. Кроме того, надо учитывать, что подвеска передаёт на кузов силы, возникающие при контакте колеса с дорогой, поэтому она должна быть прочной и надежной. Применяемые шарниры должны легко поворачиваться и обеспечивать шумоизоляцию кузова. Упругие элементы (пружина и амортизатор) должны быть простыми и компактными, и допускать достаточный ход подвески [1].
Энергоёмкие подвески применяются в основном на автомобилях, участвующих в ралли-рейдах. Ралли-рейд – вид моторных гонок на длинные дистанции по пересечённой местности, проходящий в течение нескольких дней. Участники гонки обычно преодолевают за день 400… 900 километров. Временная протяжённость составляет от 3-х до 30 дней, самым долгим является ралли-рейд Париж – Москва – Пекин. Подобные гонки также называются «ралли-марафонами», а короткие – «бахами». Наибольшим зрительским интересом обладает Ралли Дакар. В ралли-рейдах на автомобилях кроме пилота участие в гонке принимает штурман, отвечающие за навигацию. Для этой цели используются дорожная книга и GPS [1].
Работа подвески основывается на преобразовании энергии удара при наезде на неровность в сжатии упругого элемента подвески, вследствие чего сила удара, что передается на кузов, уменьшается, и плавность хода возрастает. Подвеска автомобиля обеспечивает упругую связь рамы или кузова с мостами и колесами, плавность хода, устойчивость и проходимость автомобиля. А это очень важно для автомобилей, участвующий в ралли-рейдах.
Плавность определяет комфортность езды. Устойчивость определяет способность противодействовать заносам и опрокидыванию, т.е. безопасность. Для этого необходимы точная кинематика колес, высокая информативность управления (не только рулевого), а также изоляция кузова от дорожных шумов и жесткого качения радиальных шин (особенно с низким профилем).
Проходимость определяет способность преодолевать различные препятствия. Заметим, что здесь необходится без компромиссов, поскольку эти требования весьма противоречивы. Например, мягкое подрессоривание иногда ухудшает устойчивость автомобиля. И наоборот – повышение жесткости ухудшает комфортность езды, уменьшает ресурс. И так далее.
Подвеска автомобиля, в классическом понимании, состоит из упругого, направляющего и гасящего элементов.
Назначение упругого элемента – смягчать толчки от дороги. Эту функцию могут выполнять рессоры, витые пружины, торсионы, пневматические или гидропневматические элементы. Два последних типа позволяют изменять клиренс.
Направляющее устройство подвески определяет характер движения колеса относительно дороги и кузова и передаёт толкающие, тормозные и боковые усилия от колес на раму или корпус автомобиля. В случае пружинной подвески направляющим устройством служат грузы и штанги подвески. В рессорной подвеске сама листовая рессора передает продольные и боковые усилия, благодаря чему конструкция подвески упрощается.
С ростом скоростей колебания кузова стали влиять не только на комфорт, но и на безопасность. Так появились амортизаторы (гасительный элемент), поначалу фрикционные, затем гидравлические рычажные и, наконец, телескопические двухтрубные, успешно применяемые по сей день.
На автомобилях в основном используются жидкостные, масляные амортизаторы. Главное их назначение – борьба с резким распрямлением пружин после проезда через неровности.
Для преодоления больших препятствий автомобилем во время соревнований в основном используется энергоёмкая (т.е. непробиваемая) длинноходная подвеска. Энергоёмкая длинноходная подвеска автомобиля прекрасно справляется с плохими дорогами, их кочками и ямами, что немаловажно в ралли-рейдах.
Содержание
Введение 11
1. Исследование состояния вопроса 14
1.1 Некоторые сведения о проведении автомобильных гонок 14
1.2 Виды и характеристики подвесок 21
1.3 Понятие плавности хода автомобиля 27
1.4 Плавность хода и устойчивость автомобиля 30
1.5 Требования к подвеске автомобиля, участвующего в соревнованиях 33
1.6 Цель и задачи дипломного проекта 35
2. Разработка конструкции передней и задней энергоёмкой усиленной подвески 37
2.1 Влияние параметров подвески на активную безопасность 37
2.2 Методы усиления подвесок автомобилей 42
2.3 Обоснование модернизации подвески автомобиля 42
2.3.1 Исходная информация для дальнейших исследований 42
2.3.2 Обзор существующих способов усиления подвесок спортивных автомобилей 49
2.4 Конструкторские расчёты подвески 57
2.4.1 Расчёт передней усиленной подвески 57
2.4.1.1 Расчёт пружины подвески 57
2.4.1.2 Расчёт рессоры подвески 60
2.4.1.3 Расчёт амортизатора 61
2.4.2 Расчёт задней усиленной подвески 66
2.4.2.1 Построение желаемой упругой характеристики подвески 66
2.4.2.2 Расчет прочности рессоры 69
2.4.2.3 Расчёт параметров амортизатора 70
2.4.2.4 Расчет на прочность продольной балки рамы 74
2.4.2.5 Расчет заклепочного соединения 75
3. Разработка технологии технического обслуживания и ремонта подвески проектируемого автомобиля 76
3.1 Разработка операционной карты ТО подвески 76
3.2 Разработка конструкции стенда для разборки и сборки рессор подвески автомобилей 78
3.2.1 Анализ существующих конструкций 78
3.2.2 Разработка конструкции приспособления 82
3.2.3 Правила эксплуатации и ТО приспособления 89
3.3 Конструкторские расчёты приспособления 90
3.3.1 Проектные расчёты 90
3.3.1.1 Исходные данные 90
3.3.1.2 Расчет пневмонилиндра 91
3.3.1.3 Определим толщину донышка корпуса по формуле 92
3.3.1.4 Определим диаметр штока гидроцилиндра 92
3.3.1.5 Уплотнения 93
3.3.1.6 Расчет возвратной пружины 94
3.3.1.7 Конструкция рамы стенда 95
3.3.2 Прочностные расчёты механизмов приспособления 95
3.3.2.1 Проверка штока пневмоцилиндра 95
3.3.2.2 Проверочный расчет болтов крепящих заднюю стенку и корпус пневмоцилиндра 97
3.3.2.3 Проверочный расчет оси крепления рабочего органа 98
4. Безопасность жизнедеятельности 99
4.1 Общие вопросы безопасности жизнедеятельности 99
4.2 БЖ при проведении ТО подвески 100
4.3 Техника безопасности при работе на стенде 102
5. Расчёт технико-экономических показателей проекта 104
5.1 Расчёт технико-экономических показателей при изготовлении усиленной подвески 104
5.2 Расчёт технико-экономических показателей при изготовлении стенда для сборки рессор подвески автомобиля 114
Выводы и предложения 123
Литература 124
ПРИЛОЖЕНИЯ
Литература
1. http://www.shod-razval.net/podveska.htm (03.09.2014).
2. Вахламов В.К. Автомобили: Эксплуатационные свойства: учебник для студ. высш. учеб. заведений / 2 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.
3. http://www.auto-sport.ru/archive/2003/09/uaz_niva (03.09.2014).
4. http://proautosport.kz/encyclopedia/theory/ralli-rejjdy-chto-ehto-takoe_1166.html (03.09.2014).
5. http://www.kartuning.ru/podveska/index.php?idi=77 (03.09.2014).
6. http://www.bibliotekar.ru/auto3/26.htm (03.09.2014).
7. http://www.4x4extreme.com.ua/world/2007/silk/techproductiontrofi.pdf (03.09.2014).
8. http://gaz20.spb.ru/books/speedcars_45.htm (20.11.2014).
9. http://ru.wikipedia.org/wiki/ (20.11.2014).
10. http://www.kartuning.ru/podveska/index.php?idi=77 (20.11.2014).
11. http://www.uazia.ru/146-tehnicheskie-harakteristiki.html (20.11.2014).
12. http://www.uazpower.ru/tuning/lifting (09.08.2012).
13. Автомобили УАЗ-31512, УАЗ-31514, УАЗ-3153, УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-2206, УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-33036, УАЗ-39094, УАЗ-39095 и их модификации / Руководство по ремонту и техническому обслуживанию – «Издательский Дом Третий Рим», 1999. – 200 с.
14. http://www.electro-stavr.ru/?about=1&id_tovar=8250 (08.08.2012).
15. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: Высшая школа, 1985.-416 с.: ил.
16. Напольский Г.М., Солнцев А.А. Технологический расчет и планировка станций технического обслуживания автомобилей, – М., 2003. – 53 с.
17. Коноплев В.Н. Проектирование станций технического обслуживания. ? М., 2002. – 150 с.
18. http://www.roman.by/r-4588.html (21.11.2014).
19. Шкрабак В.С., Луковников А.В., Тургиев А.К. Безопасность жизнедеятельности в сельскохозяйственном производстве. – М.: Колос, 2007 – 517 с.
20. http://www.60.by/ru/content/master/dvslusl/reasons/ (21.11.2014).
21. Суханов Б.Н., Борзых И.О., Бодарев Ю.Ф. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Пособие по курсовому и дипломному проектированию. – М.: Транспорт, 1991. – 256 с.
22. http://www.60.by/ru/content/master/dvslusl/reasons/ (21.11.2014).
23. Беклешов. В.К. Технико-экономическое обоснование дипломных проектов: Учебное пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1991. – 176 с.
24. http://metal4u.ru/ (21.11.2014).
25. http://www.gidravlika-servis.ru/index.php?categoryID=816&offset=360&sort=Price&direction=ASC (21.11.2014).