СОДЕРЖАНИЕ
Word, ведомость, спецификация, чертежи (часть чертежей представлена выше), титульный лист.
Выдержка из текста дипломной работы
ДОКЛАД
Рулевое управление напрямую влияет на управляемость автомобиля.
Управляемость автомобиля – одно из важнейших эксплуатационных свойств, определяющих возможность его безопасного движения с большими средними скоростями, особенно на дорогах с интенсивным движением.
Под управляемостью понимают способность автомобиля сохранять или изменять направление движения точно в соответствии с приложенными воздействиями. Для сохранения прямолинейного движения управляемые колеса автомобиля устанавливаются под некоторыми углами, что обеспечивает стабилизацию передних колес (возврат в нейтральное положение) при случайных отклонениях после выхода из поворота.
Основными параметрами, характеризующими поворот автомобиля, являются радиус поворота и положение центра поворота.
Во многом управляемость зависит от конструкции автомобиля, от конструкции рулевого управления и подвески. Ясно, что машина, у которой, чтобы повернуть колёса от крайнего до крайнего положения, надо сделать четыре оборота руля, будет реагировать на движения рулевым колесом резче, чем та, у которой нужно крутить шесть оборотов. Но управляемость, заложенная в конструкцию автомобиля, очень сильно зависит от состояния подвески и рулевого управления.
Именно поэтому цель дипломного проекта – разработка рулевого управления с роторным управляющим клапаном в золотниковом механизме гидроусилителя, а так же технологии технического обслуживания и ремонта.
Для реализации данной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. выявить факторы, влияющие на управляемость автомобиля;
2. выявить способы улучшения управляемости;
3. произвести обзор рулевых усилителей;
4. произвести обзор клапанов управления гидроусилителем;
5. разработать собственную схему усилителя рулевого управления;
6. разработать сборочный чертёж гидроусилителя рулевого управления;
7. разработать рабочие чертежи наиболее нагруженных деталей гидроусилителя рулевого управления, а так же рассчитать их на прочность;
8. разработать операционно-технологическую карту технического обслуживания гидроусилителя рулевого управления;
9. разработать сборочный чертёж стенда для диагностирования гидроусилителя;
10. разработать рабочие чертежи деталей стенда для диагностирования гидроусилителя;
11. разработать мероприятия по обеспечению мероприятий БЖД на участке ТО рулевого управления
12. рассчитать технико-экономические показатели проекта;
13. сделать выводы и предложения по проекту в целом.
Далее по листам (всё вместе где-то 8,5…10 мин до 12 мин) (читать не нужно, для себя!!!!)
Лист №1 – Факторы, влияющие на управляемость автомобиля
На управляемость автомобиля оказывают влияние следующие факторы:
1. конструктивные, к ним относятся: перечислить с листа;
2. эксплуатационные, к ним относятся: перечислить с листа.
Лист №2 – Способы повышения управляемости автомобиля
Способы повышения управляемости автомобиля тек же можно разбить на две основные группы:
1. конструктивные, к ним относятся: перечислить с листа;
2. эксплуатационные, к ним относятся: перечислить с листа.
Лист №3 – Классификация рулевых усилителей
На сегодняшний день существуют следующие типы рулевых усилителей:
1. по месту установки: перечислить с листа;
2. по конструкции: перечислить с листа.
Лист №4 – Классификация гидрораспределителей
Распределители можно расклассифицировать следующим образом: с листа прочитать по порядку!!!
Лист №5 – Структурная схема разрабатываемого усилителя рулевого управления
Структурную схему разрабатываемого усилителя рулевого управления представим в виде листа.
Нами предлагается для усиления силы на рулевом колесе установить в рулевую рейку вкрутить шток, на другом конце этого штока жёстко устанавливаем поршень. Поршень имеет возможность перемещаться в гидроцилиндре, который имеет две полости. При подаче масла в левую полость масло из правой полости должно сливаться в бак и наоборот, тем самым происходит следящее усиление на рулевой рейке.
Необходимое гидравлическое давление в системе создаёт шестерёнчатый насос 7. Привод насоса осуществляется от электродвигателя 9. В проектируемой конструкции устанавливается роторный гидрораспределитель. Именно гидрораспределитель подаёт под давлением жидкость в левую или правую полости гидроцилиндра и даёт возможность маслу сливаться из той или другой полости гидроцилиндра.
Работой электродвигателя управляет блок управления. От него поступают сигналы, который регулируют частоту его вращения. Блок управления обрабатывает следующие сигналы: сигнал о скорости движения автомобиля 10; сигнал о частоте вращения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания 12; диагностический сигнал 11; сигнал о скорости поворота рулевого колеса 2, который снимается при помощи датчика усилия на рулевом колесе 1.
Рулевая колонка соединена зубчатой передачей с рейкой, обеспечивая постоянную механическую связь и работу в любых режимах. С одной стороны от рулевого колеса по оси колес находится силовой цилиндр, куда насосом подается жидкость. Электронасос соединен с блоком управления, который либо уменьшает обороты вращения электродвигателя насоса, либо увеличивает, увеличивая давление в системе, в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя, скорости автомобиля, скорости вращения рулевого колеса, угла поворота колес. Пока рулевое колесо установлено в нулевом положении, жидкость циркулирует по контуру и не подается ни в одну из камер силового цилиндра. Как только начинает поворачиваться рулевое колесо, специально спроектированный золотник поворачивается и открывает соответствующий клапан – левый или правый. Жидкость начинает нагнетаться в соответствующую камеру, помогая поворачивать рулевое колесо, тем самым усиливая приложенную силу.
Шестерёнчатый насос 7 имеет привод от электродвигателя 9. Насос 7 является источником питания. Роторный распределитель является распределительным устройством. Гидроцилиндр является исполнительным устройством.
Гидрораспределитель может распределять потоки жидкости в левую или правую полость гидроцилиндра.
Работает разрабатываемая конструкция следующим образом. При прямолинейном движении роторный распределитель удерживается в нейтральном положении В данном случае масло сливается обратно в бачок.
При повороте автомобиля усилие от рулевого механизма передаётся на роторный распределитель. Усилие поворачивает вал распределителя в одну или другую сторону в зависимости от направления поворота автомобиля. Нагнетательный маслопровод через гидрораспределитель соединяется с одной из полостей гидроцилиндра, а другая его полость соединяется со сливным маслопроводом. Масло из гидронасоса по нагнетательному маслопроводу поступает в гидрораспределитель, затем в гидроцилиндр и воздействует на поршень гидроцилиндра. Перемещающийся поршень через рулевую рейку, рулевые тяги, шаровые пальцы рулевых тяг, поворотные рычаги поворачивает колёса.
Угол поворота управляемого колеса будет точно соответствовать углу поворота рулевого колеса – в этом заключается следящее действие гидроусилителя по перемещению.
Следовательно, гидроусилитель следит за поворотом рулевого колеса. И если водитель останавливает рулевое колесо, то гидрораспределитель обеспечивает за счёт обратной связи фиксацию поршня гидроцилиндра в соответствующем положении. При этом дополнительная подача масла в гидроцилиндр прекращается.
С помощью обратной связи так же происходит выключение гидроусилителя при возвращении рулевого колеса в нейтральное положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля.
При наличии гидроусилителя водитель чувствует дорогу за счёт следящего действия гидроусилителя по силе – изменения прилагаемого усилия на рулевом колесе.
При возвращении рулевого колеса в нейтральное положение гидрораспределитель отправляет жидкость на слив в бак.
Если происходит поломка гидрораспределителя, то масло сливается обратно в бак через редукционный клапан 6, тем самым предохраняя всю конструкцию гидроусилителя от избыточных давлений и поломок.
Лист №6 – Гидроусилитель рулевого управления. Сборочный чертёж
Гидроусилитель рулевого управления представлен на данном листе, конструкция гидроусилителя состоит из следующих основных элементов:
– рулевая рейка;
– цилиндр гидравлический;
– гидрораспределитель;
– соединительные патрубки;
– и так далее с листа перечислить элементы…
Одним из основных элементов конструкции является гидрораспределитель.
Разрабатываемую схему гидравлического распределителя с роторным управляемым клапаном можно представить в виде показать на листе гидрораспределитель.
Состоит данный гидравлический распределитель из следующих основных элементов: вал распределителя 21; торсион 22; распределитель 27; манжеты 28 и 29; стакан 23.
При вращении рулевого колеса вращается вал 21 и через торсион 22 крутящий момент передаётся на вал распределителя 26. Вал распределителя 26 вращается и перераспределяет потоки жидкости в левую или в правую полость гидроцилиндра усилителя.
При повороте колеса до упора вправо или влево распределитель направляет масло на слив.
Лист№7 – Рабочие чертежи деталей
Для изготовления основных элементов разрабатываемой подвески нами разработаны и представлены следующие рабочие чертежи деталей.
Лист №8 – Операционно-технологическая карта технического обслуживания гидроусилителя рулевого управления
На следующем листе представлена операционно-технологическая карта технического обслуживания гидроусилителя рулевого управления. Операции выполняет один человек, всего операций семь, общая трудоёмкость составила 0,60 чел.-ч.
Лист №9 – Стенд для ремонта гидроусилителя
В нашей конструкции практически все основные элементы разрабатываемого гидроусилителя смонтированы совместно с рулевой рейкой. Именно поэтому целесообразно разработать далее стенд для упрощения ТО и ремонта рулевой рейки в сборе с гидравлически усилителем.
Разрабатываемый стенд предназначен для сборки и разборки (ремонта) рулевого управления автомобиля автомобилей категории М1. За основу взят прототип – стенд для сборки рулевого управления модели 6809/30 (Лист №9).
Стенд представляет собой сварной стол-верстак 1, на котором смонтированы поворотное приспособление 2 для подсборки рулевого механизма, пневматический пресс 3 для запрессовки подшипников в картер рулевого механизма и подставка 4 для сборки рулевой колонки. Стенд имеет выдвижные ящики для хранения сменной оснастки и инструмента.
Техническая характеристика прототипа:
1. тип стенда
– стационарный,
– пневматический,
– тупиковый, одноместный;
2. производительность, комплектов/смену 8-10;
3. давление воздуха в сети, МПа 0,63
4. усилие на штоке пневмопресса, кН 10
5. ход штока, мм 155
6. габаритные размеры, мм 1220?600?1440
7. масса, кг 433.
В ходе проектирования и расчета силовых механизмов (расчете пневмопривода) за основу принимаем стенд модели ТР-6809/30, при этом требуемое усилие 24 кН, давление воздуха в сети 0,63 МПа, ход штока 210 мм были изменены для нашей конструкции рулевой рейки с гидроусилителем.
Лист №10 – Сборочный чертёж и рабочие чертежи деталей
Одним из основных элементов проектируемого стенда является пневмоцилиндр, именно поэтому далее на следующем чертеже предоставлен сборочный чертёж последнего и рабочие чертежи деталей последней.
Лист №11 – Мероприятия БЖД
Далее нами разработаны мероприятия по безопасности жизнедеятельности для работы на спроектированном стенде (зачитать некоторые из них с листа!!!!!).
Лист №12 – Технико-экономические показатели
В конце дипломного проекта были рассчитаны технико-экономические показатели. Показатели были рассчитаны как по разработанному гидроусилителю, так и по стенду
Список используемой литературы
1. Антонюк В.Е. Конструктору станочных приспособлений. – М.: 1991 г.-125 с.
2. Беклешов В.К. Технико-экономическое обоснование дипломных проектов: Учебное пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1991. – 176 с.
3. Вахламов В.К. Автомобили: Конструкция и элементы расчёта: учебник для студентов высших учебных заведений / Владимир Константинович Вахламов. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 480 с.
4. Вахламов В.К. Автомобили: Эксплуатационные свойства: Учебник для студентов высших учебных заведений / Владимир Константинович Вахламов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с.
5. Луковников А.В., Шкрабак В.С. Охрана труда: Учебники для вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 2007. – 517 с.: ил.
6. Положение о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам / Минавтопром СССР. М.: НАМИ, 1987.-58 с.
7. Техническая эксплуатация автомобилей / Под ред. Кузнецова Е.С. – М.: Наука, 2004 – 535 с.
8. Цены на продукцию компании «Алтай-Сервис». Прайс – лист. – Киров, 2012. – 125 с.
9. http://www.bibliotekar.ru/auto3/32.htm (17.10.2013).
10. http://autoustroistvo.ru/sistemi-upravleniya/gur/ (17.10.2013).
11. http://www.monstrohod.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7:steer&catid=1:articles&Itemid=2 (17.10.2013).
12. http://avtorial.ru/Hyundai2/Getz-78.html (20.10.2013).
13. http://военные-авто.рф/klassifikacija_rulevyh_usilitelej (20.10.2013).
14. http://autorambler.ru/bz/remont/LANCER_steeringSyst_2/?red=false (05.12.2013).
15. http://autoholding.net/898_sistema_rulevogo_upravleniya_Ford_Focus_IIOOIII_VO___obshchaya_informatsiya_chast_I.html (10.12.2013).