СОДЕРЖАНИЕ
Word, ведомость, спецификация, чертежи, титульный лист.
Введение (выдержка из текста дипломной работы)
Данный дипломный проект выполнен на тему: «Автомобиль категории М1 класса Е с разработкой бесступенчатой трансмиссии, технологии технического обслуживания и ремонта».
Автомобиль (от др.-греч. ???? – сам и лат. Mobilis – движущийся), автомашина – самоходное безрельсовое транспортное средство, предназначенное для передвижения по поверхности Земли [1].
Механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов. Этот термин охватывает троллейбусы, то есть нерельсовые транспортные средства, соединённые с электрическим проводом; он не охватывает такие транспортные средства, как сельскохозяйственные тракторы, использование которых для перевозки людей или грузов является лишь вспомогательной функцией.
Любой автомобиль состоит в основном из шасси с колёсами, двигателя, подвески и трансмиссии.
Все, что связывает двигатель автомобиля с ведущими колесами, составляет трансмиссию автомобиля. Трансмиссия в автомобиле выполняет, как правило, следующие функции [2]:
– передает крутящий момент от двигателя к ведущим колесам;
– изменяет величину и направление крутящего момента;
– перераспределяет крутящий момент между ведущими колесами.
Трансмиссия автомобиля в классическом понимании имеет следующее устройство:
– сцепление;
– коробка передач;
– карданная передача;
– главная передача;
– дифференциал;
– полуоси.
Сцепление предназначено для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии и плавного их соединения при переключении передач, а также предохранения элементов трансмиссии от перегрузок.
Коробка передач служит для изменения крутящего момента, скорости и направления движения автомобиля, а также длительного разъединения двигателя от трансмиссии.
Трансмиссии могут быть ступенчатые и бесступенчатые.
Бесступенчатая трансмиссия (англ. Continuously Variable Transmission, CVT), также вариатор – передаточное устройство между двигателем и движителем (колёсами, гребным винтом и т. п.), которое способно плавно изменять коэффициент передачи (отношение скоростей вращения ведущего и ведомого валов) во всём рабочем диапазоне скоростей и тяговых усилий [3].
Первая бесступенчатая трансмиссия была запатентована в 1886 г. С 1950-х гг., бесступенчатые трансмиссии широко применялись для бортовых авиационных электрогенераторов, приводимых в действие вспомогательными двигателями. Первая автомобильная бесступенчатая трансмиссия c резиновыми клиновыми ремнями была применена в малогабаритных голландских автомобилях DAF (DAF 600), а после продажи отделения DAF, выпускавшего пассажирские автомобили, патент унаследовала Volvo. В 1987 г клиновые вариаторы, на этот раз с цепными приводом, были запущены в массовое производство Ford и FIAT (Ford Fiesta, FIAT Uno). В то же время Subaru наладило производство своей CVT, которую поставляло и поставляет другим автопроизводителям. В конце 1990-х гг. вариаторы начали устанавливать и на машины среднего класса, взамен традиционных гидромеханических АКПП (автоматическая коробка перемены передач).
CVT, установленная на автомобиле Toyota Prius, разработчики назвали PSD (Power Split Device, устройство распределения мощности – а по японски оно называется «трёхходовая муфта»). Построено PSD на основе хорошо известной планетарной передачи, где с «солнечной шестернёй» соединён генератор, «водило сателлитов» соединено с двигателем, а «коронная шестерня» – с электромотором и колёсами. Поскольку соотношение диаметров (числа зубьев) шестерён планетарной передачи постоянное, планетарная передача делит крутящий момент двигателя внутреннего сгорания (ДВС) в постоянном отношении. Однако мотор-генератор, соединённый с солнечной шестернёй планетарной передачи, может быть больше или меньше нагружен электрическим током.
На автомобилях категории М1 получили распространение вариаторы. Данные устройства имеют как преимущества так и недостатки:
– преимущества: легкость и простата управления автомобилем; бесступенчатое изменение в широком диапазоне крутящего момента и плавная передача его на ведущие колёса; стабильная работа двигателя в зоне его оптимального режима работы, и его экономичность по ГСМ; возможность движения автомобиля с ползущей скоростью;
– недостатки: низкий КПД по сравнению с механической трансмиссией; проблемы, связанные с обеспечением надежного уплотнения при больших рабочих давлениях; высокая стоимость капитального ремонта; большие износы контактных поверхностей и вследствие этого ограниченный срок службы; нежелательность пробуксовки колес, также как и для всех АКПП; нежелательная буксировка неисправного автомобиля при выключенном двигателе; невозможна буксировка автомобиля с целью запуска двигателя.
Преимущества очевидны, поэтому установка вариаторов на автомобили категории М1 весьма актуальна на сегодняшний день.
Введение 7
1. Обоснование и выбор темы дипломного проекта 10
1.1 Необходимость изменения передаточного числа трансмиссии 10
1.2 Преимущества и недостатки бесступенчатой трансмиссии 13
1.3 Обзор конструкций бесступенчатых трансмиссий 14
1.4 Постановка цели и задач проектирования 24
2. Разработка конструкции бесступенчатой трансмиссии 26
2.1 Обзор кинематических схем бесступенчатых трансмиссий 26
2.2 Кинематическая схема бесступенчатой трансмиссии разрабатываемого автомобиля 32
2.2 Расчёт передаточных чисел трансмиссии 37
2.3 Расчёт характеристик автомобиля с бесступенчатой трансмиссией 40
2.3.1 Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя 40
2.3.2 Тяговая и топливно-экономическая характеристики автомобиля со ступенчатой трансмиссией 42
2.4 Прочностной расчёт трансмиссии 49
2.4.1 Расчёт цилиндрической закрытой косозубой передачи 49
2.4.2 Расчёт ременной передачи 55
2.5 Прочностной расчёт наиболее нагруженных деталей трансмиссии 59
2.5.1 Расчёт валов 59
2.5.2 Расчёт компоновочных размеров вариатора 60
2.5.3 Расчёт шпоночных соединений 62
3. Разработка технологии технического обслуживания и ремонта бесступенчатой трансмиссии 63
3.1 Перечень операций технического обслуживания есступенчатой трансмиссии автомобиля категории М1 63
3.2 Операционно-технологическая карта бесступенчатой трансмиссии 64
3.3 Разработка конструкции подъёмника 68
3.3.1 Устройство и работа подъёмника 68
3.3.2 Расчёты на прочность наиболее нагруженных деталей подъёмника 70
4. Планировка участка ТО и ремонта бесступенчатой трансмиссии 80
5. Разработка мероприятий БЖД для участка ТО и ремонта 82
5.1 Актуальность решаемой проблемы 82
5.2 Организационно-технические мероприятия по обеспечению безопасности на производстве 83
5.3 Расчет освещения на участке ТО 85
5.4 Организация безопасной работы с подъемником 87
5.5 Транспортирование и хранение подъемника 88
5.6 Техника безопасности при обслуживании автомобиля категории М1 89
6. Определение технико-экономических показателей проекта 91
Заключение 98
Список используемой литературы 99
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список используемой литературы
1. http://ru.wikipedia.org/wiki (15.03.11).
2. http://systemsauto.ru/transmission/transmission.html (15.03.11).
3. Автомобили: Конструкция и элементы расчёта: учебник для студ. Высш. учеб. заведений / В.К. Вахламов. – М.: издательский центр «Академия», 2006. – 480 с.
4. http://cars.panick.ru/howitworks/cvt (15.03.11).
5. http://mercedes-assist.ru/mercedes-w168/mercedes-benz-73-10.m_id-14.html (15.03.11).
6. http://profiteam.at.ua/forum/8-138-1 (10.05.11).
7. Кальмансон Л.Д. и др. Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобиля «Волга» ГАЗ-3110. – М.: Издательство «Колесо», 2004. – 336 с.: ил.
8. http://mycomp.ucoz.ru/load/4-1-0-63 (13.05.11).
9. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин .-4-е изд., перераб. и допол.-М: Высшая школа, 1985.-416 с.: ил.
10. Напольский Г.М., Солнцев А.А. Технологический расчет и планировка станций технического обслуживания автомобилей, – М., 2003. – 53 с.
11. Решетов Д.Н. Детали машин: Учебник для студ. машиностроит. и механич. спец. вузов – М.: Машиностроение, 1989г. – 495 с., ил.
12. Луковников А.В., Шкрабак В.С. Охрана труда: Учебники для вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 2007. – 517 с.: ил.
13. Коноплев В.Н. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. – Ростов на Дону.: Издательский центр «Феникс», 2004.
14. Справочник по оборудованию для технического обслуживания и ремонта тракторов и автомобилей. М.: Россельхозиздат, 1978. – 270 с.: ил.
15. Коган Э.И., Хайкин В.А. Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта. ? М.: Транспорт, 1984. -327с.: ил.
16. Беклешов В.К. Технико-экономическое обоснование дипломных проектов: Учебное пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1991. – 176 с.
17. Аржанухин Г.В. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости: учебное пособие. – М.: МГИУ, 2003 – 70 с.