СОДЕРЖАНИЕ
Word, ведомость, спецификация, чертежи, титульный лист.
Введение (выдержка из текста дпломной работы)
Данный дипломный проект выполнен на тему: «Автомобиль категории М1 с разработкой подвески на составных пружинах, технологии технического обслуживания и ремонта».
Автомобильная подвеска – это устройство, которое обеспечивает упругое сцепление колёс автомобиля с несущей системой, а также регулирует положение кузова во время движения и уменьшает нагрузки на колеса. Современное автомобилестроение предлагает различные типы автомобильных подвесок: пневматические, пружинные, рессорные, торсионные и т.д.
Подвеской автомобиля называется совокупность деталей, обеспечивающих упругую связь между кузовом (рамой) и колесами автомобиля, уменьшение динамических нагрузок на кузов и колёса, и затухание их колебаний, а также регулировать положение кузова автомобиля во время движения. Подвеска, являясь промежуточным звеном между кузовом автомобиля и дорогой, должна быть лёгкой и наряду с высокой комфортностью, обеспечивать максимальную безопасность движения и плавность хода. Для этого необходимы точная кинематика колёс, высокая информативность рулевого управления, а также звукоизоляция кузова от жесткого качения шин. Кроме того, надо учитывать, что подвеска передаёт на кузов силы, возникающие при контакте колеса с дорогой, поэтому она должна быть прочной и надежной. Применяемые шарниры должны легко поворачиваться и обеспечивать шумоизоляцию кузова. Упругие элементы (пружина и амортизатор) должны быть простыми и компактными, и допускать достаточный ход подвески [1].
При увеличении скорости автомобиля до 55…60 км/ч нагрузки по сравнению с 30…40 км/ч значительно возрастают и жёсткости стандартной подвески уже не хватает (такой же эффект даёт полная загрузка автомобиля). На выбоинах начинаются стуки в подвеске. Пружина помягче – и пробои подвески и раскачивание на неровностях гарантированы. А что если совместить одновременно два вида пружины (рессоры) – мягкую для езды по дорогам и более жёсткую для езды по неровностям? Это можно сделать двумя способами – сделать жёсткость пружины (рессоры) различной по длине или сделать пружину (рессору) составной, то есть состыковать последовательно 2 (или больше) пружин (рессор) с различной жёсткостью. При этом мягкая пружина (рессора) будет работать на малых неровностях, При наезде же на глубокие выбоины мягкая пружина (рессора) сжимается до упора, и начинает работать более жёсткая, и характеристика подвески изменяется нелинейно, жёсткость как бы прогрессирует в зависимости от нагрузки. Это так же хорошо и при загрузке автомобиля, если, например, автомобиль порожний – то работает мягкая рессора подвески, если автомобиль загрузили, то мягкая рессора прогибается и в работу вступает вторая – жёсткая.
Работа подвески основывается на преобразовании энергии удара при наезде на неровность в сжатии упругого элемента подвески, вследствие чего сила удара, что передается на кузов, уменьшается, и плавность хода возрастает. Подвеска автомобиля обеспечивает упругую связь рамы или кузова с мостами и колесами, плавность хода, устойчивость и проходимость автомобиля.
Плавность определяет комфортность езды. Устойчивость определяет способность противодействовать заносам и опрокидыванию, т.е. безопасность. Для этого необходимы точная кинематика колес, высокая информативность управления (не только рулевого), а также изоляция кузова от дорожных шумов и жесткого качения радиальных шин (особенно с низким профилем).
Само понятие «плавность хода» возникло давно. Каретных дел мастера искусно делали подвеску экипажей с конной тягой, добиваясь высокой плавности хода. Подвеска старинных карет была весьма мягкой, имела длинные рессоры с большим прогибом и малой жесткостью. Любопытно, что по этим параметрам она превосходила подвески колес многих современных автомобилей. В начале своего пути автомобили имели далеко не рекордные скорости среди наземных транспортных средств. Например, в 1894 г. во время первых автомобильных гонок Париж – Руан автомобили с двигателями Даймлера показали среднюю скорость 20,5 км/ч. Однако за первые 10…15 лет существования автомобиля резко возросла его скорость, превысив 100 км/ч.
Давно известно, что наилучшей плавностью хода обладают автомобили с мягкой подвеской. Так как плавность хода – это не что иное, как колебания подвески. Мягкая подвеска даёт наиболее плавные и комфортные колебания. Снизить жесткость рессор (пружин) можно за счет увеличения их прогиба, а значит, и повышения хода колес относительно кузова. Сделать подвеску мягкой и длинноходной не всегда возможно. Препятствием для увеличения хода колес является не только необходимость в увеличении размеров колесных ниш кузова, но и трудности, связанные с размещением устройств трансмиссии, тормозов и рулевого управления. Хорошей плавностью хода обладают подвески с прогрессивной характеристикой.
На автомобилях категории М1 в качестве упругого элемента применяются в основном различные пружины.
Спиральные (витые) пружины изготовляют, как правило, из стального прутка круглого сечения. Обычно они имеют цилиндрическую форму.
В подвеске витые пружины воспринимают только вертикальные нагрузки и не могут передавать продольные и поперечные усилия и их моменты от колес на раму и кузов автомобиля. Поэтому при их установке требуется применять направляющее устройство. При использовании витых пружин также необходимы гасящие устройства, так как в пружинах отсутствует трение.
Введение 7
1. Обоснование и выбор темы дипломного проекта 11
1.1 Назначение и типы подвески 11
1.2 Роль подвески в обеспечении плавности хода автомобиля 18
1.3 Способы улучшения характеристик подвески автомобиля 24
1.4 Постановка цели и задач дипломного проектирования 29
2. Разработка подвески легкового автомобиля Е класса 31
2.1 Требования к подвеске легкового автомобиля Е класса 31
2.2 Разработка кинематической схемы подвески 35
2.3 Расчёт показателей плавности хода автомобиля 42
2.4 Расчёт подвески 46
2.4.1 Расчёт кинематики подвески 46
2.4.2 Расчёт упругих элементов подвески 47
2.4.3 Расчёт гасящих элементов подвески 51
2.4.4 Расчёт стабилизатора поперечной устойчивости 52
3. Разработка технологии технического обслуживания и ремонта подвески 54
3.1 Перечень операций технического обслуживания подвески 54
3.2 Неисправности передней подвески, влияющие на плавность хода 57
3.3 Подбор и разработка технологического оборудования на проведение ТО и ремонта подвески 59
3.4 Разработка собственной конструкции съёмника составных пружин передней проектируемой подвески 72
3.5 Расчёт на прочность наиболее нагруженных деталей съёмника 73
4. Разработка мероприятий БЖД 74
4.1 Актуальность решаемой проблемы 74
4.2 Организационно-технические мероприятия по обеспечению безопасности на производстве 75
4.3 Расчет освещения на участке ТО 77
4.4 Техника безопасности при обслуживании автомобиля категории М1 79
5. Определение технико-экономических показателей проекта 81
Заключение 90
Список литературы 91
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы
1. http://www.shod-razval.net/podveska.htm (21.02.2014).
2. Вахламов В.К. Автомобили: Эксплуатационные свойства: учебник для студ. высш. учеб. заведений / 2 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.
3. Вахламов В.К. Автомобили конструкция и элементы расчета. ? М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 480 с.
4. http://www.transportpart.ru/pojds-919-1.html (04.06.2014).
5. http://techmind.narod.ru/sprav/rabien.htm (04.06.2014)
6. http://www.transportpart.ru/pojds-919-1.html (04.06.2014).
7. http://www.410km.ru/l/34-vaz/154-vaz-2114 (31.01.2013).
8. Артамонов. В.И. Конструирование и расчет автомобиля. М.: Транспорт, 1982. – 420 с.
9. Напольский Г.М., Солнцев А.А. Технологический расчет и планировка станций технического обслуживания автомобилей, – М., 2003. – 53 с.
10. Автомобиль ВАЗ-2110. Техническое обслуживание и ремонт. М.: Транспорт, 2007. – 264 с.
11. Коноплев В.Н. Проектирование станций технического обслуживания. ? М., 2002. – 252 с.
12. Справочник по оборудованию для технического обслуживания и ремонта тракторов и автомобилей. М.: Россельхозиздат, 1978. – 270 с.: ил.
13. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=39304 (04.06.2014).
14. Прайс-лист на продукцию «Автоцентр К16-Авто». – Киров.: Прайс-лист, 2009. – 24 с.
15. Сарбаев В.И., Селиванов С.С., Коноплев В.Н., Демин Ю.Н. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. – Ростов., 2004. – 448 с.
16. http://www.gedore.ru/catalogue/index.php?SECTION_ID=1180&mini=Y (04.06.2014).
17. Черемисинов В.И. Расчёт деталей машин: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киров: Вятская ГСХА, 2010. – 270 с.: ил.
18. http://www.ttest.ru/production/spi1.html?anticode=o8jooj92gqmokvdob51ch3b8a0 (07.10.11).
19. Артамонов. В.И. Конструирование и расчет автомобиля. М.: Транспорт, 1982. – 420 с.
20. Проектирование и расчет подъемно-транспортных машин сельскохозяйственного назначения/М.Н. Ерохин, А.В. Карп, Н.А. Выскребенцев и др.; Под ред. М.Н. Ерохина и А.В. Карпа. – М.: Колос, 1999. – 228 с.: ил. – (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).
21. Дунаев П.Ф. Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. Пособие для студ. техн. спец. вузов/П.Ф. Дунаев, О.П.Леликов./-8-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2003 г.-496 с.
22. В.И. Черемисинов. Расчёт деталей машин. – Киров: РИО ВГСХА, 2001. – 233 с., ил.
23. Луковников А.В., Шкрабак В.С. Охрана труда: Учебники для вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 2007. – 517 с.: ил.
24. Кальмансон Л.Д. и др. Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобиля «Волга» ГАЗ-3110. – М.: Издательство «Колесо», 2004. – 336 с.: ил.
25. Беклешов. В.К. Технико-экономическое обоснование дипломных проектов: Учебное пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1991. – 176 с.